Форум » Результаты работ: определенные места боев лета 1941 » Опознано: Танк Т-26 в Харькове, осень 1941 » Ответить

Опознано: Танк Т-26 в Харькове, осень 1941

Karan: Танки Т-26, в отличие от штучных Т-35, фотогеничных Т-28 и КВ-2, маркированных БТ привязать к месту(а тем более к части) намного сложнее. Тем не менее, и это возможно. Эта ветка - пример такого поиска. Пусть Харьков далеко от Львовского выступа. но важен сам результат.

Ответов - 20

Karan: Продолжу здесь, потом, думаю, стоит выделит ьв отдельную ветку. А вот это где может быть - крайняя информация заставляет тщательнее отнестись к Т-26 - ?

Ольха: Karan пишет: А вот это где может быть - крайняя информация заставляет тщательнее отнестись к Т-26 - ? Склоняюсь к Харькову

volodia: судя по ставням на окнах-Восточная Украина


Ольха: Харьков.

Karan: Ольха пишет: Харьков. Быстро распозналось!

scharm: Разрешите и мне поучаствоать.Благовещенский собор г.Харьков.

Karan: Я так понимаю, что будь у нас тут харьковчане, можно и ракурс было бы повторить. Если высотная затройка не закрывает.

Сергей Лотарев: scharm пишет: Разрешите и мне поучаствоать.Благовещенский собор г.Харьков. Увы, за Т-26 не он. В войну он выглядел точно, как сейчас. а вот искомый храм из той же подборки:

Ольха: "Рация на бронепоезде!"(с) Церковь Озерянской иконы Божией Матери. Танк стоит предположительно на Еленинской ул. (или Кандаурова). Старая одноэтажная застройка там оставалась до наших дней. Ракурс можно поймать. На фото заметна табличка на доме за забором.

Ольха: Шукаем танк.

Ольха: Меняю точку зрения... Наиболее предположительное место - перекрёсток ул Дм.Клапцова и Комсомольского шоссе. Совпадает направление улиц, крупное здание левее, сам белый домик и забор рядом. По расположению окон на колокольне (а их 8), направление на церковь должно быть 45 или 90 градусов к оси здания. Из трёх возможных ракурсов выбранный перекрёсток наиболее похож. Ныне перекрёсток сохранился, но окружен многоэтажной застройкой.

scharm: Сергей Лотарев пишет: Увы, за Т-26 не онПрошу прощения,опять не те пять копеек.

Karan: scharm пишет: Прошу прощения,опять не те пять копеек. Я тебя умоляю. не смеши.... Вот чтоб так все ошибались, как ты находишь! (Хм, кстати -тост!)

Алтын: Из письма ув. Александра Подопригоры (жителя Харькова и автора нескольких замечательных работ по боевым действиям в Харьковском регионе) В целом согласен с доводами уважаемого коллеги из Москвы. Очевидно на снимках Т-26 бронетанкового отряда Харьковского гарнизона, сфотографированный в 3-м (Червонобаварском) районе обороны города (истроическое название городского района - Холодная гора) на перекрестке ул. Валковской (ныне Дмитрия Клапцова) и слияния Комсомольского шоссе с Абрамовской улицей. На зимнем снимке хорошо видно, что основная проводная линия от столба на перекрестке идет не вправо по Абрамовской, вдоль которой стоит танк, а в сторону отходящего под углом Комсомольского шоссе. Вполне понятна и баррикада на перекрестке - Комсомольское шоссе было тогда второй главной магистралью для въезда в город с западной стороны. Именно Комсомольское шоссе стало главным направлением атаки для 217-го пп 57-й пд вермахта во время штурма 23 октября 1941г. Оборонял этот участок 647-й сп 216-й сд (командир - полковник Л.Ф.Омельчук, комиссар - ст.политрук И.м.Петрашен). В составе бронеотряда Харьковского гарнизона числилось 5 Т-26. Точными данными об их судьбе я пока не располагаю. Но известно, что 22 октября силами 216-й сд и 57-й сбр НКВД был проведен удар по готовящимс к штурму войскам 55-го АК вермахта. Немцы отметили, что на участке 216-й сд атака была поддержана 5 танками и доложили о подбитии 4 из них. По моему мнению, это и были Т-26, наиболее подходящие для такой задачи, в отличие от малоподвижных Т-35 и ХТЗ-16. Вот, похоже, нашелся уцелевший в том бою Т-26. Кстати интересно знать мнение уважаемых танкистов о причине оставления танка. На осеннем снимке он не выглядит подбитым, а гусеницу у него сдернули, как видно на зимнем снимке, когда оттаскивали с перекрестка для освобождения пути. Прошу, если не трудно, передать коллегам мои поздравления с удачной привязкой снимков и благодарность лично от меня за находку первого "харьковского" Т-26. П.С. Но для очистки совести постараюсь в ближайшие дни побывать на месте и окончательно убедиться лично. если нужно, могу сделать пару снимков. С уважением, Александр.

Ольха: Вот, похоже, нашелся уцелевший в том бою Т-26. Кстати интересно знать мнение уважаемых танкистов о причине оставления танка. На осеннем снимке он не выглядит подбитым, а гусеницу у него сдернули, как видно на зимнем снимке, когда оттаскивали с перекрестка для освобождения пути. Прошу, если не трудно, передать коллегам мои поздравления с удачной привязкой снимков и благодарность лично от меня за находку первого "харьковского" Т-26. П.С. Но для очистки совести постараюсь в ближайшие дни побывать на месте и окончательно убедиться лично. если нужно, могу сделать пару снимков. С уважением, Александр. Спасибо, Алтын, спасибо, Александр! По танку Т-26 - для машины было достаточно одного-двух попаданий для выведения из строя экипажа или повреждения внутреннего оборудования. На фото такого невысокого качества повреждений не различить, но по следам на башне и подбашенной коробке (зимнее фото), предположу, что машина горела изнутри. Было бы интересно быть в курсе дальнейшего исследования по этому эпизоду. С уважением. Валерий.

Coast70: Современные фото Свято-Озерянского храма: http://ifolder.ru/19375295

Алтын: Из нового письма ув.А.Подопригоры В продолжение дискуссии о причинах выбытия Т-26 из строя. Судя по осннему снимку танк стоял у перекрестка основной магистрали и, судя по всему боя не вел, стоял в резерве под прикрытием возле баррикады. На осеннем снимке видно, что правая надгусенчная пока отсутствует, а люки открыты. Это наводит на мысль, что танк был поражен в правый борт, тем более, что левый вполне цел. Очень похоже, что танк подвергся нападению (возможно обстрелу ПТО) с севера по ул. Клапцова со стороны ул. Свердлова (ныне Полтавский Шлях, именно на нем и расположен Свято-Озерянский храм, в просторечии,Холодногорская церковь). По ул. Свердлова проходил стык обороны 685-го и 647-го сп 216-й сд. Именно в этот стык и наносил удар 199-й пп 57-й пд вермахта. Естественно, немцам удалось достаточно быстро прорвать оборону и продвинуться вдоль ул.Свердлова к Южному вокзалу. Кроме того, следует заметить, что наступавший по Комсомольскому шоссе 217-й пп главное направление своего движения отклонил вправо к Карповскому мосту через р.Лопань, не доходя до перекрестка с ул.Клапцова. Очень похоже, что данный Т-26 и был подбит солдатами 199-го полка, например расстрелян ПТО с угла улиц Свердлова и Клапцова.. Согласно приказу на штурм командира 57-й дивизии генерал-майора А.Дослера в полках создавались батальонные кампфгруппы в которые включались противотанковые орудие, зенитные пулеметы, саперы и т.д. 37-мм ПТО перекатывались расчетами по улицам вручную, о чем свидетельствуют фото-кинохроника. С уважением, Александр.

Ольха: Появилось фото второго Т-26, на этот раз двухбашенного. Машина лежит за баррикадой на Комсомольском шоссе.

Алтын: Из нового письма ув.А.Подопригоры Как и обещал, современные снимки перекрестка ул. Клапцова и Комсомольского шоссе, как совместными усилиями выяснено, нашли свой последний приют кже два Т-26 харьковского гарнизона. Увы. время беспощадно и вид улиц очень сильно изменился. Снимок 001 - тот самый угол, где стояла баррикада. Снимок 003 - перекресток и развилка: асфальт влево - Комсомольское шоссе, грунтовка по центру - Абрамовская улица. Первый Т-26 отбуксированный оккупантами с Клапцова, стоял примерно у дальнего среза пешеходной "зебры". Двухбашенный Т-26, мне кажется, в кювет спихнули тоже немцы освобождая проезжую часть. Хочу выразить глубочайшую благодарность уважаемому сообществу за столь неоценимые подарки! Честно говоря, отследить судьбу пяти харьковских Т-26 я не надеялся. Вышло иначе. Еще раз большое спасибо всему уважаемому сообществу!

Ольха:



полная версия страницы