Форум » Проект "Дубно-1941" » 34 танковая дивизия » Ответить

34 танковая дивизия

Роман Лиманов: Приветствую всех форумчан! Для начала представлюсь: Лиманов Роман, 47 лет, Москва. Мой дед Шакланов Александр Федорович (1917 - 1992) начал войну в составе 34тд в должности политрука роты. Подразделение дислоцировалось в Сандовой Вишне. Дед прошел всю войну до Берлина. Закончил майором в должности зам. ком. полка по п/части. Я хочу максимально подробно проследить его боевой путь: место, время, событие, документы... Выкладываю фото мая 1941. На ней деда нет. На заднике среди прочего надпись: "До окружения". Можно предположить, что дед и изображенные на фото выходили из окружения в составе гр. Попеля. [img][/img] [img][/img] На фото 6 человек. Двоих я знаю. Масляев Николай Васильевич в верхнем ряду справа. Клюкин Георгий Михайлович в нижнем ряду слева. Остаются Хромов (верхний ряд слева), Обрезумов (в центре), Кирьянов (нижний ряд в центре), Сааков? (нижний ряд справа). В ОБД есть данные о пропавшем без вести лейтенанте Хромове Григории Яковлевиче ком. стр. взвода 34мсп. Если я все верно разглядел то предполагаемый Хромов - лейтенант(2 кубика). Остальных я в базах не нашел. Кроме этого выкладываю еще 2 фото где на задниках есть указание на 34тд и Сандову Вишню. [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img] Для начала хотелось бы понять в каком подразделении 34тд служил дед и был ли он в числе тех кто в конце июля вышел к своим. Буду признателен за помощь, советы и информацию которые помогли бы ответить на эти вопросы. С уважением, Роман.

Ответов - 147, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Karan: Роман Лиманов пишет: Я хочу максимально подробно проследить его боевой путь: место, время, событие, документы... Роман, думаю, ЦАМО Вам не миновать. Там должны быть персональные документы, в частности, УПК- учетно послужная карточка. Сейчас, насколько я знаю, никому, кроме родственников их не выдают. Думаю, что УПК стало бы хорошим фундаментом для дальнейших поисков. PS Очень интересная фотография с мотоциклом. Надо посмотреть по виду крыш, не в Судовой Вишне ли она сделана, сравнить с оставшимися зданиями. И - удивило измерение температуры. Так понимаю, что это не Цельсий, но и не Фаренгейт.

Karan: Роман Лиманов пишет: "До окружения". Можно предположить, что дед и изображенные на фото выходили из окружения в составе гр. Попеля. Да, насчет выхода: На "Подвиге народа" есть вот этот отчет: "Доклад командира 124 СД о выходе дивизии из окружения противником". Они выходили одной группой, фамилий там нет, но описание интересное.

Роман Лиманов: Karan пишет: И - удивило измерение температуры. Так понимаю, что это не Цельсий, но и не Фаренгейт. Тут, как мне кажется, все просто. Это наш национальный "размер": 76,6 = 36,6 + 40. Похоже товарищ старший лейтенант принял перед стартом. Спасибо за 124сд. Я че то тормознул...


Karan: Роман Лиманов пишет: Это наш национальный "размер": 76,6 = 36,6 + 40. Не допер! )))) А ведь да, скорее всего. А маршрут вот такой был, так что недалеко:

Сергей Лотарев: Роман Лиманов пишет: Для начала хотелось бы понять в каком подразделении 34тд служил дед и был ли он в числе тех кто в конце июля вышел к своим. Из подразделений 34 танковой дивизии: 67 тп и 34 мот. понтонно-мостовой батальон дислоцировались в Городке. 68 тп и 34 отдельный разведбат - в Судовой Вишне. По остальным (управление дивизии, 34 гап, 34 мсп, 34 обс и пр.) точных данных у меня нет, но, в основном, видимо, в Судовой Вишне. В ОБД есть список погибшого и пропавшего без вести рядового и младшего начальствующего состава 34 тд от 25.8.41. Он далеко не полон (49 погибших и 493 пропавших без вести) и предваряется следующей преамбулой: Фамилий, известных по фотографиям, в нем нет. В делах 34 тд есть, как я уже упоминал, список командного и начальствующего состава дивизии (около 500 фамилий), но неясно, на какую дату. Там этих фамилий тоже нет. Также есть список пропавших пропавшего без вести рядового и младшего начальствующего состава 67 тп от 15.7.41 (728 фамилий) - скорее всего, большая часть из них позже добрались до своей части. Во всяком случае, в вышеупомянутом списке по дивизии от 15.8.41 осталось только 115 фамилий пропавших без вести рядовых и МНС 67 тп. В списке по 67 тп искомых фамилий нет. Есть пара документов с двумя десятками фамилий безвозвратных потерь 34 орб, там тоже ничего. В делах дивизии, кажется, были и другие документы о потерях, но я их не ксерил, поскольку смотрел, главным образом, документы по танковым частям. Думаю, что ваш дед и его сослуживцы с фотографии воевал в 34 мотострелковом полку, от которого не осталось документов, поэтому и нет фамилий. Найденные вами данные на Хромова тоже говорят в пользу этого. Теоретически список вышедших из окружения с Попелем может находиться в деле 124 сд А вы уверены, что ваш дед выходил именно с Попелем? Часть группы Попеля (главным образом, тылы) вырвалась из окружения под Вербой и, судя по всему выбралась к своим еще в начале июля. Часть 34 дивизии, возможно, и вовсе не успела войти в группу Попеля и выходила из окружения вместе с управлением 8-го мехкорпуса, но насколько она могла быть многочисленна, не могу сказать. В любом случае это незначительная часть дивизии.

Сергей Лотарев: В связи с поиском Т-35 и чтением мемуаров Пенежко (по которым у меня тоже накопилось, что сказать, но это требует отдельного времени и стоит отдельной ветки) возник вопрос. Как двигалась 34-я танковая дивизия между Буском и Бродами? К Буску она подошла с востока, через Козлов. А вот дальше подробностей нигде нет. Вероятно, именно в Буске переправилась через Буг. Если же судить по местам оставления Т-35, то дальше маршрут проходил через Ожидов. Если только эти машины были потеряны при движении в колонне, а не догоняли отстающие войска. Но как вообще проходила в то время основная дорога на Броды от Буска? По польке, дорога хоть какого-то класса к Бродам шла из Буска только на северо-восток, через Топоров. На юг из Буска шла полноценная дорога через Красное к Золочеву, а вот между Красным и Ожидовом на польке только полевые дороги, какие там мосты через Буг - тоже вопрос. На генштабовской карте 80-х прямая дорога из Топорова на Броды уже пропала в принципе (только дополнительный крюк через Лопатин), а из Буска появилась прямая дорога на Ожидов, которая тоже в итоге выводит на Броды (на польке там полевая дорога, местами даже прерывистая). Была ли эта дорога проложена уже к лету 41-го? Против движения через Топоров есть еще один аргумент - как раз в это время там должна была состредотачиваться 37-я танковая дивизия. Вряд ли дороги там ожидались свободными.

scharm: Сергей Лотарев пишет: а из Буска появилась прямая дорога на Ожидов, которая тоже в итоге выводит на Броды Эта дорога, как и отрезок дороги Олеско- Ясенов, до войны только начиналась строится.Начиналось все это силами польских военнопленных, продолжилось советскими и закончились строительство -немецкими военнопленными.

scharm: Сергей Лотарев пишет: Если же судить по местам оставления Т-35, то дальше маршрут проходил через Ожидов. Вероятнее всего это Буск -Красне-Петриче. А там часть на Закомаже-Ожидов-Олеско- Конты-Заблотце-Пониковица-Броды. Вероятность движения Олеско-Подгорцы-Броды мне кажется невелика из-за рельефа. Другая часть могла идти из Петриче на Островчик -Скваржаву-Белжец-Бужок-Белый камень. Все, что указано на польских картах это данные 22-23 годов, а к 39-у качество дорог значительно улучшилось.

zampolit: На мелкомасштабной карте 1939-40 гг. это выглядело так:

Сергей Лотарев: Большое спасибо за ответы! scharm пишет: Вероятнее всего это Буск -Красне-Петриче. А там часть на Закомаже-Ожидов-Олеско- Конты-Заблотце-Пониковица-Броды. Вероятность движения Олеско-Подгорцы-Броды мне кажется невелика из-за рельефа. Другая часть могла идти из Петриче на Островчик -Скваржаву-Белжец-Бужок-Белый камень. Да, получается, что это кратчайший путь с небольшим участком плохих дорог. Смущают мосты через Буг в Островчике. А если через Буг они переезжали в Белом Камне, то вообще можно было через Почапы туда ехать - хоть и крюк, но везде по хорошей дороге (у Юры на карте это подтверждается). Это хорошо объясняет Т-35 в Белом Камне, ехавший на север, но Т-35 в Ожидове действительно мог ехать только через Островчик. Удивительно, что такой неоднозначный участок пути не нашел отражения в документах. Или сами документы еще не нашлись scharm пишет: Все, что указано на польских картах это данные 22-23 годов, а к 39-у качество дорог значительно улучшилось. В основном, да, но наиболее новый лист с Буском датирован 1935, а с Золочевом - вообще 1939. По идее, уж информацию по дорогам должны были обновлять в первую очередь. Правда и с 1935-го много можно было улучшить. zampolit пишет: На мелкомасштабной карте 1939-40 гг. это выглядело так: Интересно, что дорога от Топорова до Бродов уже и тогда зачахла.

Сергей Лотарев: Сергей Лотарев пишет: Как двигалась 34-я танковая дивизия между Буском и Бродами? Карта продвижения 34-й тд, составленная начштаба дивизии после боев (сейчас в ЦАМО), и любезно показанная Коломийцем, прояснила дело. Все же дивизия двигалась от Буска к Олеску именно напрямую, переправившись через Буг в Буске. А от Олеска к Бродам шла через Подгорцы. Если подробнее, то: Буск-Химниске-Ангеловка-Ошковицы-Олеско-Подхорцы-Суходолы-Глушин-Гутники-Броды (орфография сохранена). Выходит, польские пленные все же неплохо трудились. Интересно, что из маршрута выпал Ожидов, маршрут подходит к Юшковицам ("Ошковицы") с саверо-запада. По польке там тоже есть полевые дороги, но через Ожидов, казалось бы, логичнее, да и один Т-35 был оставлен в Ожидове. Может быть, и ошибка автора карты, а может, ожидовский Т-35 догонял колонну по собственному маршруту. Участок дороги Буск-Красне не входил в маршрут движения, но попадал внутрь района расположения дивизии ночью 24-25 июня, так что танки дивизии по нему ездить могли (опять же, один из КВ-1 67-го танкового полка был оставлен именно в Красном)

Karan: Сергей Лотарев пишет: Карта продвижения 34-й тд, составленная начштаба дивизии после боев Являющаяся, как и у других частей, приложением к ЖБД.

scharm: Сергей Лотарев пишет: Буск-Химниске-Ангеловка-Ошковицы-Олеско-Подхорцы-Суходолы-Глушин-Гутники-Броды Логичный маршрут, у читывая то ,что до Олеска, большая его часть проходит по лесу. А вот как раз здесь на подходе к Юськовцам и Олеско надо проверять мою версию о том что на фото с "Радеховским КВ-2" виден Олеский замок.Это как раз с северо-запада.Бум искать.

volodia: scharm пишет: Это как раз с северо-запада.Бум искать. не забывая,что при таком ракурсе правее замка идет гряда высоких холмов немного по замкуhttp://relicfinder.info/forum/viewtopic.php?f=3&t=387

Karan: Чуть в сторону - никак не могу понять - каким образом взятый в плен под Дубно командир 24-го полка П.И.Волков, взятый немцами(кроме них там и не было никого), оказался в лагере у румын?

Сергей Лотарев: Karan пишет: Чуть в сторону - никак не могу понять - каким образом взятый в плен под Дубно командир 24-го полка П.И.Волков, взятый немцами(кроме них там и не было никого), оказался в лагере у румын? Ух ты как интересно! Откуда дровишки? ОБД? Волков вроде бы где-то что-то публиковал после войны. В ВИЖе статья, что ли. Возможно, там что-то есть про это.

Karan: Сергей Лотарев пишет: Волков вроде бы где-то что-то публиковал после войны. Поищи, если было. Оно того стоит. ОБД, ОБД. Он там лейтенантом проходит. PS, он кстати, на этом листе не 1.

Сергей Лотарев: Karan пишет: ОБД, ОБД. Он там лейтенантом проходит. Глюки военных переводчиков. Мой румынский подсказывает мне, что locotenent-colonel - никто иной как подполковник, кем он и был в действительности. Поищу, что он писал.

Karan: Сергей Лотарев пишет: никто иной как подполковник Разумеется. Только это глюк не их, а тех, кто ОБД набивал. А вообще, знаковое место - не знал ,что в 44-м военнопленные отбили лагерь и город, удерживая их до прихода наших.

Сергей Лотарев: Вот здесь лежит если не вся статья Волкова, то значительная ее часть. http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/660/660511.htm Правда, выходных данных нет, но наверняка там же на ВИФе их легко накопать. Про историю с лагерем в 44-м - для меня тоже новость, надо будет почитать про это.



полная версия страницы