Форум » Экспедиции и поездки на места боев » Украина - 2012 » Ответить

Украина - 2012

Karan: Пожалуй, такое название лучше отражает маршрут. Схема: Цель - пройти путем отхода частей 4-го МК. Только в обратном направлении. Начав с Казатина, далее Бердичев и окрестности, с акцентом на Чуднов, и после этого -через Староконстантинов, Красилов на Хмельницкий и далее. через старую границу - Збараж и Тернополь. Это совместная часть экспедиции, после чего группа разделяется: Замполит движется на Умань, а московская фракция - через Золочев на Буск-Радехов. Оттуда планируется марш-бросок на "поле смерти", и уже после него - в пенаты, т.е. в Немиров и Магеров. Откуда во Львов, где кроме самого города возможна поездка в Николаев и осмотр дорог Зимна Вода-Львов и Янов-Львов. Задачи - стандартные для подобных поездок: привязка бронеобъектов, отсъем местности по имеющимся боевым эпизодам/картам, отсъем интересных ориентиров -развилки. мосты, церкви и т.п. Сроки - 4 - 16 августа без учета дороги. Так что, если у кого то есть какой-либо эпизод, фото и т.п., требующее проверки - милости просим. В пределах маршрута это реально.

Ответов - 127, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Лемзяк: По Войнице из мемуаров Москаленко есть эпизод который интересно бы было нанести на карту.В описании много подробностей так что я думаю реально. правдиво описала газета «Красная Звезда». Вот как это было: [42] «Утром пришел командир батареи младший лейтенант Логвиненко. — Иван Михайлович, вышли на эту высотку наблюдателя. Всякое может случиться. Впервые в жизни назвал так сержанта командир батареи. Понял Панфиленок — приближается настоящее. Послал на высотку подносчика снарядов. Стал жаловаться младшему лейтенанту — плохой обзор и обстрел. — Только по своему орудию не суди,— возразил Логвиненко.— Слева от дороги — пушка Москалева, чуть правее ее — Москвина. Они простреливают шоссе далеко. И на правом фланге у Лазарева обзор хороший. А твое орудие в центре. Пусть высота и мешает чуть-чуть, но и тебя видно хуже. Может статься, что только ваше орудие и выручать будет. Впереди, за высоткой — враг, жестокий, вышколенный, опьяненный победами. Остановить его можно лишь пулей, штыком, снарядом. И для артиллеристов вся жизнь, чувства, мысли вместились сейчас в этот небольшой кусочек обозреваемого пространства, в колосящуюся рожь, зеленеющий овес, высотку с кладбищем, болотце и раскинувшуюся за ним деревушку. Не было для солдат в этот миг ничего важнее, чем отстоять занятый рубеж, не позволить фашистам пройти. Гитлеровцы полезли нахально, по дороге, без разведки, не разворачиваясь в боевые порядки. На большой скорости выскочил танк с черно-белой свастикой. Дружно ухнули три орудия. Башня взлетела в воздух. Третий, четвертый... шестой постигла та же участь. Казалось, идет стрельба на полигоне. Но вот у орудия Москалева взметнулся столб дыма и земли. Накренилась набок пушка сержанта Москвина, замолкла. Фонтаны взрывов окаймили и лазаревское орудие. Расчет Панфиленка был немало удивлен тем, что только около его пушки не разорвалось ни одного снаряда. Видно, немцы его еще не обнаружили. Но вот рухнул наземь подносчик снарядов. С кладбища стал поливать огнем немецкий пулеметчик. Гречип смел его картечью. Фашисты стали осторожнее. Их танки свернули на кладбище. Затрещал кустарник, высунулся ствол орудия, выплюнул огонь. Замертво упал на землю заместитель комбата младший лейтенант Полищук. Гречин уточнил наводку, и стальная громада застыла, объятая дымом. Но справа и слева вынырнули еще танки: один, второй, третий... Уже ранен сержант Лазарев, а, пушка вышла из строя. Каждый выстрел Гречина достигал цели, но вдруг наводчик побелел, схватился за правое предплечье. Разорвалась мина, и на земле бездыханным остался заряжающий. Подносчики, посланные за снарядами, не возвращались. Остался сержант Панфиленок один. Подбежали младший лейтенант-пехотинец и снайпер: [43] — Как дела? — Видишь, пехота на высоте появилась, поползла. Снайпер изготовился с колена, начал стрелять быстро-быстро и настолько метко, что было видно, как дернулся и затих один фашист, второй, третий... И снова пошли танки. Наверное, подошли главные силы. Башня одного показалась в центре кладбища и задымилась, прошитая бронебойным снарядом. Второй появился слева — заполыхал огромным костром. Провизжавший над головой снаряд третьего был последним в его марше на восток. Трудно сказать, сколько длился этот неравный поединок. Гитлеровцы озверели от злости. Но как достать орудие, если оно в низине и снаряды перелетают? Спуститься на склон высоты, чтобы меньшим стал угол возвышения? Гитлеровцы испробовали, но не успели произвести и выстрела, как две машины застыли навсегда. Справа за болотцем показались два танка. Мелькнула мысль: «В обход решили». Прикинул расстояние — метров девятьсот. Послал фугасный снаряд для пристрелки — недолет. Вторым — не попал. А танки скрылись за деревьями, и сразу вспыхнули вдали соломенные крыши. Прошло несколько тягостных минут. И вдруг из-за клуни, на правом фланге их батареи, вышел танк. Откуда только брались силы развернуть орудие. Еще секунда — и посланный снаряд заставил танк остановиться. Но из-за него стал выдвигаться другой. Он ужо нащупал орудие. Один снаряд разорвался, не долетев, второй упал рядом. Поймал сержант в перекрестие прицела башню, [44] нажал на спуск, но почти одновременно метрах в пяти увидел вздыбившуюся землю. Пришел в себя — подняться не может. Гимнастерка на правом боку взмокла, шевельнулся — острая боль пронзила тело. Застонал, но вместо звука — бульканье. Потрогал рукой правую щеку — сплошное месиво. Подполз к карабину, взял две гранаты — и к щели. Свалился в нее. В голове мысль: «Все кончено». Не знал сержант, что дело обстоит не так уж плохо, что стойкость артиллеристов на этом рубеже позволила комбригу организовать более жесткую оборону в другом месте. Враг, понесший большие потери, вынужден был перегруппировать силы. Потом заурчала на дороге машина, свернула, вылезли люди, стали подбирать раненых и убитых. Попытался крикнуть, не вышло. Нажал на спусковой крючок. Подбежали бойцы, подхватили на руки. А он потянулся к гранатам, карабину и потерял сознание. Пришел в себя — голоса слышатся. Машина стоит. Выглянул: генерал Москаленко с комиссаром бригады стоят, разговаривают. Комиссар увидел сержанта, подошел. Протянул ему Панфиленок гранаты и ключ установки взрывателя, невесть каким образом в руках оказавшийся. Взял их комиссар, понял бойца и ответил на немой вопрос: — Выздоравливай. Танки не прошли»{11}. [45] Второй эпизод из Москаленко ,правда это 15 км западнее от Войницы по шоссн на Владимир .Москаленко пишет что потерял там две батареи и набил много немецких танков .с.Подгайцы отм. 212.Может месные что помнят. Хотелась бы увидеть фото Войницы с опушки леса отм 249.2,и Войницу с опушки леса что по дороге на Одьзютыче. Интересны бы были какие либо расказы местных с левого фланга нашей обороны с .Кремеш.Удар из того района в 17 00 13-й тд решил дело. Есть оперсводка о том что врезультате контр удара первоначально наши продвинулись до рубежа Войница Адамовка Микуличи.Но что бы на месте можно узнать по этому поводу не знаю. По Радехову мне было бы интересно из какой точки на горизонте виден Радехов (Шрёдык)Может отм. 237 Вид Радехова из Юзефова,виды Радехова ,Ганунина ,Станина с горки 250. Попытаться найти точку в которой Шрёдык встретил атаку танков.Наши танки спускаясь с гребня скрываются за складкой местности когда появляются дистанция пора стрелять. По КВ-2 в канале.Думаю эпизод не мог быть севернее р-н Охладов(р-н первых боёв 8-й тд)

alex_welt: Ваш маршрут пройдет через Чуднов-на Любар и на далее на Грицев. в 12 км к западу от Любара пересечете 1 узел обороны Остропольского УР. С дороги по обеим сторонам видно много сооружений штук 7-8 не меньше. Что бы не проехать там на повороте на село Вел. Деревичи по правую сторону насыпан такой курган и памятник солдатам Кр. армии. Можете посетить. Как раз между памятником и сооружениями в поле и был бой в 41-м. Немцы там сбили 211 ВДбр и пехоту.. в самих Деревичах и в лесу перед ними есть сооружения. Если будет время и желание то ближайший справа от памятника ДОТ (если стать к нему спиной лицом на запад то по правую руку в поле он будет) можно осмотреть. Он сильно побит немецкими снарядами.. Там еще недалеко места падения наших ТБ-3 бомбивших Шепетовку в начале июле и сбитых немцами. В школе г. Любара есть маленькая экспозиция по этой теме. Школа на главной улице. Если будете желание посетите.. в Старой Чертории (между Любараом и Чудновым) тоже есть сооружения Один дот в парке техникума. Сам парк и здание техникума это маэток местного графа. Рекомендую осмотреть. Мельница старая там тоже неплохо смотрится . Мимо не проедете. сооружения идут по восточному берегу реки. Правда они все взорваны.. Ну а за Волочиск Андрей в курсе..

Karan: alex_welt Спасибо! Тепрь главное не забыть, пожалуй сразу на карту нанесу. Чарторию видел среди прочих фото - это там здоровенная мельница? А я все понять не мог - как немцы проскочили между УРами...


alex_welt: Karan пишет: это там здоровенная мельница? А я все понять не мог - как немцы проскочили между УРами... Мельница прямо у моста через Случь в Чартории. В центре села на площади магазин - а напротив техникум. Там такая въездная брама красивая..Это маеток Чарторийских - польских магнатов. Вот тут можно посмотреть все подробно.. http://relicfinder.info/forum/viewtopic.php?f=29&t=772&start=20 Как переедете через реку сразу за мостом направо можно искупаться. там есть места.. Ну и дальше вам до Любара километров 10. а немцы проскочили не в Чартории. Основной масоой (11 тд и ЛсСАХ) они прошли в Мирополе. а 14 Мот корп прошел через Грицев- Любар. Трохи южнее. Там тоже мост есть через реку..

Лемзяк: alex_welt пишет: Грицев- Любар У Исаева есть там проломилась 16 тд 9.07.1941,после неудачи 7.07.1941 у Староконстонтинова эта дивизия изменила направление на Любар.Наша 3 аптбр ждавшая этого удара несколько дней как раз понадобилась фронту в другом месте и снялась с позиций за несколько часов до немецкой атаки.

Karan: Интересные сюжеты Бэй подбрасывает: подумалось, что - жаль, но мало что есть по Проскурову(Хмельницкий), и на тебе

alex_welt: Вот так супер!! Реально побили и побросали много. Пантеры стоят в колоне без горючки явно.. Вот бы еще опознать где это..

Karan: alex_welt пишет: Вот бы еще опознать где это.. Если это действительно Проскуров, то, может и сохранились дома?

Алтын: Karan пишет: Интересные сюжеты Бэй подбрасывает: подумалось, что - жаль, но мало что есть по Проскурову(Хмельницкий), и на тебе Это Кировоград. На ю-Тубе есть ролик по освобождению города, там они мелькают

Karan: Алтын пишет: Это Кировоград. Не соглашусь. Освобожден он был 25 марта, на фото та же дата. А фото можно сравнить с видео: http://proskurov.info/video-foto/videogallery/item/%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2?category_id=19 Или с http://mayor-chistow.livejournal.com/19956.html Погодные условия - тут: http://moyagazeta.com/article/a-194.html

Алтын: Karan понятно, спасибо за ссылки

Сергей Лотарев: Karan пишет: Перенес из Дубненской ветки, поскольку Алексанлром было высказано предположение, что это не Дубно, а находящийся на линии Дубно-Острог Мизоч. Неожиданный вариант к этому эпизоду: Из выложенного Алтыном на РККА альбома 14-й роты 172 пп 75 пд

Karan: Сергей Лотарев пишет: Неожиданный вариант к этому эпизоду: Да, любопытно... Главное -вовремя. 26-е ладно, а вот БТ... Впрочем - распечатаем все фото, примерим. может, действительно там окажется.

Karan: В тему Бердичева. Чтоб не забыть.

zampolit: 3-го августа ночую в Подвысоком, в сумерках 4-го на Казатин. Обратно планирую быть в Подвысоком 10-го тире 11 Августа. С уважением ЗАМПОЛИТ

LENKO: Немецкое кладбище г.Бердичев--ул.Шевченко.

Karan: LENKO пишет: Немецкое кладбище г.Бердичев--ул.Шевченко. Саш, спасибо! Как раз сегодня отсканировал несколько фото, судя по памяти - Бердичевское. Сам, правда. не увидел. ))) Работа. Надо будет поглядеть. То, что их там нет, понятно, они в Киеве. Но любопытно, почему там. Госпиталь, площадь? Да - этим летом в Дубно - никак. Самое "ближнее", где будем - это поле смерти под Войницей. Я с 4-го утром буду на украинской сим-карте, так что пообщаемся. Есть мысли.

zampolit: Рубикон перейден, завтра- в путь...

Сергей Лотарев: От Андрея: "Сухиничи. Вся Россия на одной платформе".

Kolokol: Итак: 4 августа 2012 г. Мы прибываем в Казатин. Юра встречает на вокзале, кормим, согласно классику, местных Шариков краковской колбасой (набежали на перрон такие щенки. сразу наши немировские вспомнились), отснимаем вокзал и выдвигаемся в сторону Комсомольского. Продолжим вечером, после обзорной экскурсии по Бердичеву, до которого уже доехали.

Kolokol: Прокатились по Бердичеву, подтвердили местоположение известной 34-ки с Л-11 на Т-образном перекрестке. Прям вот чтобы старых домов и прочего - не вышло, но по косвенным признакам - другого места в Бердичеве нет. Потом заселились в каком-то суперлюксе (такое было полной неожиданностью), нанесли ТЗ на нашего боевого коня и отправились в обзорную экскурсию по городу уже пешком. В городе наснимали 3 потенциальных "40-метровых" (с) моста через речку со звучным именем Гнилопять, кучу архитектуры и место расположения бывшего немецкого кладбища (ныне парк Шевченко) Современная трансформаторная будка на месте старой: Совершенно сногсшибательный монастырский комплекс (заодно заглянули в тамошний краеведческий музей) Потом мы еще немного прогулялись, взяли такси до нашего готеля, и там хорошо посидели за В-И беседой в местном летнем садочке. To be continued...

Михаил: Интересно, что мой отец - Жаркой Ф.М. -лейтенант 32 тд, служил в Бердичеве в 1963-1968 года в должности нач. штаба учебной танковой дивизии и жили мы рядом с костелом (который на снимке). Мосты в то время выглядили иначе. И никогда не думал, что в парке Шевченко, где мы постоянно играли, было кладбище...

Kolokol: Сегодня выдвинулись по маршруту Бердичев - Чуднов - Мирополь - Любар - Чуднов - Ольшанка (Чудно-Волынск) - Волосовка - Бабушки - Ольшанка - Тютюнники - Бердичев. 10 часов, 240 км. Сняли путь наступления 11 тд вермахта через ж/д мост через р. Случ под Мирополем, ДОТ-фронтальник, оборонявший этот мост, "последний путь" 202 сп, потерявшего под Чудно-Волынском более 400 человек. В с. Бабушки, при проведении полевых работ в середине 60-х подняли 26 бойцов, из них один офицер. Остальные, скорее всего, так и лежат на этом поле...

alex_welt: На фото новый мост построеный в 80-е годы. Мост военного периода лежит в низу в воде. вернее его остатки. А от него остались только береговые устои. Жаль что вы возле автомоста не были. Это 2 км севернее. Там ППК в склоне горы. в нем немцы наших солдат взорвали вместе с ДОТ.

Kolokol: 6 августа. Продолжаем исследования в районе Чудно-Волынска. Маршрут: Бердичев – Пятки – Турчиновка – Тютюники – Бабушки – Волосовка – Карповцы – Безымовка – Мала Волица – Янушполь (Иванополь) – Буряки – Райгородок – Червона Гора – Бердичев. В Бабушках – общение с местным краеведом – учителем истории, подтвердил сказанное ранее другими жителями. Пройдено место гибели 2/3 личного состава 323 сп. В Безымовке – штаб 81 мсд – опознан до метра. Позиции приданной артбатареи в районе бывшего аэродрома сельхозавиации. Янушполь – здесь мы срубились. Проехали к двум братским могилам, на одной из них – два персональных захоронения – танкиста и летчика – надо пробивать по ОБД. Отсняли район сахарного завода, но потом подъехали к ставку, искупались, пообедали и полтора часа просто провалялись. Потом с предварительной разведкой топичных наспунктов вернулись на базу. Фото пока не будет - времени 2 часа, а завтра вставать рано.

Kolokol: alex_welt пишет: Жаль что вы возле автомоста не были. Были, куда ж мы денемся Но ДОТ там либо не заметили, либо плохо искали. А по ж/д - нам всё изложили аборигены, они же навели на фронтальник и еще один по другую сторону ж/д, но там был анрил быстрого доступа - метров 15 вертикально по насыпи. А время поджимало. Созвонимся и переспросим, ежели чего.

Karan: 07 августа 2012. Маршрут: Бердичев – Червона Гора – Райгородок - Андрияшевка - Клитенка – Подорожно – Янушполь – Буряки – Краснополь – Любар – ДОТы Остропольского УРа – Грицев – Вербовцы – Староконстантинов – Красилов. Географический маршрут – 116 (пусть 120 км), по спидометру 200. Боковые съезды, полевые дороги, пейзажи, реперные точки – дают о себе знать. Реально – огромнейший пласт доселе неизвестной настолько наглядно информации, как то – неожиданный костел в Краснополе (?!), в который и заехали-то спонтанно, Райгородок (заехали специально, но неожиданно столкнулись с тем, что в этом селе есть собственный герой – ГСС ст. л-т Олейник – его именем названа школа, в школе есть музей… Прекрасные люди – директор школы, рядовой персонал – большое им спасибо, за то, что они делают. В Андрияшевке привязали места расположения 4-х последних оставшихся орудий 84 птд – до метра (по документам, но до метра). Далее – полностью «окучили» окрестности Янушполя (Иванополя) по документам уровня стрелковых рот. Потом пошли на Любар – Грицев – Староконстантинов. По маршруту была осмотрена линия Остропольского УРа – ясно, что сделать это подробно – не хватит месяца, поэтому где могли залезть и сделать хоть какие-то внятные кадры – залезали и делали, зато по пейзажу получили весьма хорошее понятие того, как в реале выглядел УР – линейка ДОТов в полях, разной степени сохранности – это надо видеть самим. Грицев. Братская могила с фамилиями, в основном, из 44-го, всего 625, но есть и погибшие в 41-м – командир 608-го стрелкового полка и политрук, заменивший командира после его гибели и тоже погибший тогда же и там же (уже пробили по ОБД). Далее ушли на юг, через Староконстантинов на Красилов, где и заночевали. К сожалению, были уже настолько уставшими, что просто не стали останавливаться для того, чтобы снять процессию из 100500 аистов, шедших по полю за комбайном, просто поверьте – зрелище феерическое =) Фоты - малька попозднее - времени 1:13, а завтра планов громадьё. Пишем уже с Тарнополя, сегодняшний день пока пропущен - постараемся наверстать завтра, в Золочеве. P. S.: Переправу 81 мд через Збруч в районе Подволочиска мы сегодня (уже вчера) всё же не поленились и нашли. P. P. S.: есть еще "находки", которые уже оправдали поездку, но здесь не хочется рубить с плеча, надо нормально обработать данные.

Kolokol: 08 августа 2012. Маршрут: Красилов - Староконстантинов - Самчики - Иршики - Решневка - Немировка - Поповцы - Староконстантинов. Это - основные пункты, кроме того проехали и другие. Это район БД 4 мк против подразделений 16 тд вермахта. Стоит отметить отдельно часто упоминаемое в документах село Самчики с большим количеством сохранившихся зданий с XVIII века до довоенных. К сожалению, разочаровало село с топичным именем Немировка - попытка сфотографироваться (по понятным причинам =) у дорожного указателя всей компанией увенчалась полным провалом - это оказалась, как писали немцы "Arsch der Welt". Но даже такой таблички, не говоря уже о стандартной - не нашлось ни на въезде, ни на выезде. Результатом дня можно считать точно установленные рубежи (со всем рельефом и прочими "вкусностями") контратак 4 мк. Поскольку части 81 мд выдвигались в бой на автомобилях - был поставлен натурный эксперимент - как выглядит движение подобных колонн на полевой дороге летом. Результат внушает. После возвращения в Староконстантинов и осмотра краеведческого музея и замка князей Острожских (как обычно - замечательные люди - сотрудники - реально болеют за свое дело). К этому моменту было уже 15:30, но несмотря на это было принято авантюрное решение не останавливаться на ночлег в Хмельницком, как было запланировано, а выдвинуться сразу на Тернополь. Авантюрное - потому что, во-первых, ничего не было известно о качестве дорог, а во-вторых - до Тернополя было запланировано к обследованию несколько мест, в-третьих - заказанной гостиницы в Тернополе у нас не было. Сразу скажем, что частью программы пришлось пожертвовать, просто сопоставив ценность потенциальных "объектов" (Хмельницкий с его видами на битую немецкую технику 44-го года, знаменитым танком Т-34 на постаменте с корпусом довоенного выпуска и строящимся военным музеем в Подволочиске) и сроки продвижения по составленному еще в Москве маршруту. Проблему гостиницы удалось решить в пути благодаря неоценимой онлайн помощи одного из "немировцев", который пока не присоединился к "штурмовой группе" - Володи Гречуха, за что ему еще раз отдельное спасибо Интересным оказалось то, что наш ночлег располагался внезапно в топичном месте: именно туда выходила после Львова 81 мд, двигаясь дальше по направлению к Шляхтинцам. Тем не менее нам удалось сделать следующее: южнее Подволочиска, западнее старой границы, в районе Мыслова-Ореховец было установлено место переправы 53 тп через Збруч (подтвержденное ЖБД 53 тп и 66 либ) и предполагаемое место оставления одной из его БТ-шек - на данный момент - самый восточный "немировский ромб". Там же произошло "первое боестолкновение" нашей "Белой Лошади" с местными силами - одна из идущих на вечернюю дойку коров своротила (хорошо, что не безвозвратно) зеркало по правому борту. В конечном итоге мысль о броске на Тернополь себя оправдала, поскольку было выиграно время и последующие дни с их неожиданностями это подтвердили.

Kolokol: 09 августа 2012. Похолодало, набежали тучи. но пока сухо (что оптимально, ибо 38-градусная жара в предыдущие дни к часам 5 начинала выбивать из рабочего режима). Планы дня - тернопольские эпизоды - эшелон с БТ и свалка битой советской и немецкой бронетехники на привокзальной площади, г. Збараж с целью привязки потерянных там машин, на основе немногочисленных фотографий. Далее - движение на запад в сторону Золочева с попутной проверкой местонахождения одного из БТ 53 тп и Т-35 по двум (в реале оказалось трем) версиям. Кроме того - осмотр с пристрастием леса Гарбузов-Олеюв и, естественно, заселение в Золочеве. Результат: привязка ж/д эшелона и СПАМа на привокзальной площади выполнена полностью (естественно, предварительно произведенная онлайн-подготовка позволила сэкономить массу времени). Закупились свистульками и рушниками и через Шляхтинцы двинулись на Збараж. по маршруту 4 мк. В Збараже абсолютно точно было установлено местонахождение одной 34-ки и немецкой "Ахт-ахт". Точного повторения ракурса не выходит - мешает современное озеленение, но пройдя 50 шагов, удается наглядно показать привязку. В случае с танком - удачно оказался целым старый дом с характерным круглым слуховым окном. Видимый на фото с зениткой обелиск оказался памятником Адаму Мицкевичу, целым, но перенесенным уже в наше время на территорию збаражского замкового парка. Сейчас на его месте - мемориал ликвидаторов Чернобыльской аварии. Пока мы искали вышеуказанные ракурсы, нашими действиями, как обычно, заинтересовались местные жители. Один из них, как нам его представили - знаток места - вызвался показать нам, где теоретически могли находится 2 БТ с известных фото, подписанных как Збараж. Нда... Кажущаяся похожесть места при осмотре и его объяснениях - не то чтобы опровергается, но критически осмысливается. Вероятно, это, действительно, Збараж, но, как говорится - "по косвенным". Далее решили немного оставить "нашу" тему и все-таки посмотреть и другие исторические места города. Естественно - Збаражский замок. Замечательная экспозиция - роскошная старинная резная мебель, выставка деревянных резных скульптур на военно-козацько-украинску тему и коллекция традиционной укр. вышивки по регионам. Естественно - выставка оружия, где немало реальных, а не реплик, экспонатов. Самое сильное впечатление (пока встретили только там) - возможность свободного прохода в "подвалы Лубянки" - мрачное впечатление - сырые полусводы на глубине не знаю сколько метров вниз - создает атмосферу. И наконец - наступил самый грустный момент этого дня. Наша сводная группа Одесса-Москва-Москва была отведена на переформирование обратно в Шляхтинцы. Юра передал нас с колес на колеса еще одному нашему коллеге - из Золочева - Роману. Распрощались с Замполитом и поехали по намеченному маршруту. Объехали по объездной дороге Тернополь, ушли к первому потенциальному месту, где могли быть БТ 53 тп и 35-й. Сложно сказать... Но, похоже - оно - слишком много совпадений. Последующие места - окрестности Зборова и отрезок трассы до Золочева - не срастаются даже предварительно. Олеювский лес - в очередной раз убеждаешься, что та ситуация, что видна на многочисленных фото, была безысходна - лесное дефиле шириной метров 5... При активном авиа- и минометном обстреле. После - заселились в уже привычной "Галичине" в Золочеве, отведали традиционного галицийского гостеприимства (спасибо, Роман!). В ночи первый раз за всю поездку нас накрыл мощнейщий ливень, который, впрочем, скоро прекратился.

Kolokol: 10 августа 2012. Планы - были совмещены. Московская фракция рвалась на Поле смерти, Роман хотел пройти путем наступления 10 тд. Наши желания совпали Маршрут: Золочев - Хильчицы - Жуличи - Белый Камень - Ожидов - Турья - Топорув - Нивицы - Радехов - Стоянов - Горохов - Локачи - Войница - Александровка - Холопичи (Поле смерти) - Торчин - Луцк - Дубно - Тараканов - Птиче - Ситно - Броды - Подгорце - Сасов - Золочев. За всю поездку - самый протяженный маршрут. 450 км - 12 часов. Выезд из Золочева в 9:00, пока кофе, туда-сюда, 9:30. По пути в Белый Камень осмотрены 2 варианта возможного местонахождения группы машин из состава 10 тд (КВ-1, 3 Т-28, Т-26). Похоже на правду по местности и логике событий, исходя из карт и архивных документов - в районе Белого Камня. При выходе на Топорув и выборе варианта дальнейшего движения на Радехов было принято решение осмотреть район Охладув - Нивице - Трийца - Пустельники - Адамы - Майдан Стары. В это время нас уже ждал в Радехове Володя. Выглядело это примерно так - звонок - "Вы где?!" - "Мы в районе Нивице, скоро выдвигаемся!" И так 17 раз А всё потому, что... Это то самое место, многократно упомянутое как в ЖБД, так и во всех прочих документах. Мимо этого района просто проехать было невозможно. И, как показали дальнейшие события - не зря. Попав туда, мы поняли, что мы "попали". Возникло странное чувство дежа-вю. Было уже такое - в 7-м году, в первую поездку в Немиров. Обычная рекогносцировка с каждым метром всё больше и больше (с учетом имеющегося материала) говорила о том, что где-то как-то всё это нам знакомо. Но одно дело - "бумажки", другое - когда оказываешься на месте. Простой опрос местных стариков по цепочке привел к деду, на которого указал один из местных - "Вин усё знаэ". По пыльным шляхам доехали до искомого деда, который, среди прочего, просто упомянул - "а вот в той ричке засели два русских танка - один КВ-2 (мы встали в стойку), а другой - Т-34". Он сказал это сам, без наводящих вопросов. Моментально были предъявлены известные фото, подписанные как "Радзехов". "Ну да - они, это - там-то и там-то". Мы натурально с трепетом ждали продолжения. "А немцы потом по КВ из пушки чи из танка стреляли, пробили-не пробили - не знаю, стреляли с той стороны". Короче, поехали мы туда, прогулялись до того моста и нарисовали еще одну звездочку. После этого приняли волевое решение - на данный момент - хватит. Уходим на Радехов, где Володя нас уже заждался. Дорога Нивице - Радехов - это не описать словами. После бомбежки советских колонн в 41-м, похоже, она была не хуже... Дальше - "встреча на Эльбе", точнее в Радехове, махнули по 100 грамм коньяка с Володей, по его совету поехали осмотреть то самое радеховское поля боя, описанное Шрёдеком. Мы были уже там, в 2009 году, но со стороны немцев - в районе Стоянова. Теперь появилась возможность увидеть это место с нашей стороны. Драматическое освещение надвигающейся грозы усилило впечатление. Разъехались каждый в своем направлении и пошли на Поле смерти. На Волыни кончился ливень и начались не направления, а дороги. Это был разрыв в картах - не подготовились немного, но память не подвела - вышли на направление Войница - Луцк и в продолжение давно начатой темы http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1551/1551761.htm приехали к предполагаемому месту гибели машин 152 отб 19 тд 22 мк. Если вкратце - теперь точно нет ни малейшего сомнения, ни по документам, ни по логике событий, ни по ландшафту. Поле смерти - южнее села Холопичи по шоссе Войница - Луцк. Времени было уже 19:00, желания повторять подвиг по радеховским автобанам не было никакого, поэтому приняли решение возвращаться по более долгому, но гораздо более комфортному маршруту, тем более, через топичные места - Дубно - Броды. Что и осуществили. Андрей там уже был в прошлом году с Тарановым, но я хоть издали, из окна автомобиля "прикоснулся к вечному" Вернулись в Золочев и уставшие, но довольные сидим и постим эти отчеты P. S.: интернет не стремительный. Фотографии и более подробный отчет будет по приезду, скоре всего, ибо с завтрашнего дня выдвигаемся совсем на запад - Львов - Немиров, в последнем с инетом точняк проблемы. P. P. S.: сегодняшняя поездка была бы в принципе невозможна без понимания нашего лучшего золочевского друга - ув. уч. sharm. Роман - еще раз дуже дякуемо!

Kolokol: 11 августа 2012. Маршрут: Золочев – Львов. Наверное, пока самый «аскетичный» маршрут за всю поездку. Никаких событий, открытий, просто сели в такси и сменили базу. Во Львове встретились с Костей и, «согласно законов гостеприимства», в компании наших львовских друзей под аргентинское асадо кон куэро, так сказать, отдохнули. Гости разошлись, мы немного еще посидели в костиной «кавалерке» и легли спать. Наутро нас ждала насыщенная программа.

Kolokol: 12 августа 2012. 9:00. Стартуем со Львова в направлении границы. Маршрут: Львов – Яворов – Цетуля – Новый Яр (Язув Новы) – Коты – Завадов – Грушев – Драгомышль – Нагачув – Семирувка – Чернилява – Яворов – Старый Яр (Язув Стары) – Салаши/Слободяки (как выяснилось – один из десятка хуторов в окрестностях) - Немиров – Рава Русская. В районе Яворова осмотрели известное место в районе хутора Мурыны, в районе Цетуля, как нам кажется, удачная попытка привязки троицы Т-34 32 тд, известной по множеству фотографий и хронике ди Дойче Фронтшау (как всегда – три источника – три составные части – фото/кино, архивные данные, выезд на место, причем просчитанное заранее). Район Завадова – та самая старая немировская дорога, по которой выдвигался на Немиров 171 птд – в настоящее время территория лесничества. Перекрыта шлагбаумами и сильно заросла лесом. Сквозной проезд в настоящее время невозможен. Грушев. Объезд села показал, что 5-часовые кровопролитные уличные бои в нем более чем реальны – село разделено рекой на две половины при наличии единственной дороги. Грамотно организовав оборону (что, по-видимому, и было сделано) реально заставить противника нести большие потери (что и подтверждается немецкими документами). Далее по маршруту визуально оценивали места ведения БД 71 пд и 1 гпд, отмечали особенности архитектуры жилых домов и культовых сооружений (сравнивали с немецкими фото тех мест), что, безусловно, будет полезным в будущем. Особенности рельефа тоже полезно изучать не по документам и картам, а «ногами и глазами». Немиров. Впервые за 6 лет поездок ему отведено чуть ли не наименьшее время из всех населенных пунктов по маршруту. Фотосессия – рекордно короткая. Тем не менее сделано несколько важных подтверждений ранее озвученных догадок, включая расположение очагов пожаров в городе при виде с западной окраины, положение КВ-2 и местонахождение еще одного Т-34 15 тп и ряд подобных вещей. К слову – купол звонницы греко-католической церкви, наконец, восстановлен – хоть и не в первоначальном виде. Зато теперь, если появится возможность, внешний вид можно будет восстанавливать в соответствии с оригиналом – через коменданта города передали фото церкви 24 июня 1941 г. Покинули Немиров и двинулись через Вороблячин – Потелич на Раву. Заселились в скромном придорожном готеле «Старый Банк», в спартанском двухместном номере, при виде которого на вопрос – «не нужен ли вам люкс» - мы ответили – «нет, нет, что вы!» 35-метровые апартаменты с 4-метровыми потолками, люстрами и разве что не балдахинами… За окном шел дождь, по телевизору шел «Майор Вихрь» - все серии, и под этот аккомпанемент мы и заснули. П. С.: в этот вечер в Раве Русской иссякли запасы хлеба. Везде. Пришлось довольствоваться контрабандными (но честно купленными в магазине) немецким салями и польским сыром. П. П. С.: хотелось бы сказать отдельное и огромное спасибо нашим новым друзьям – Юрию Анатольевичу и Сергею, без которых эта поездка была бы просто невозможна!

Kolokol: 13 августа 2012. 10:00. С Равы возвращаемся во Львов. Самый крайний западный участок поездки – за плечами. Заехали за вещами к Косте, заселились на съемной квартире на Армянской улице, той самой, где произошла первая дуэль Михаила «Нашего всего» Д’Артаньяна-Боярского и устроили себе разгрузочный день – неспешная прогулка по городу, музей пивоварения (первый раз за 6 лет), тем не менее прогулялись и немножко отсняли квартал дислокации одной из частей 4 мк в районе Дома инвалидов. Далее – обед и возвращение на Армянскую, откуда, благодаря халявному вай-фаю, и пишем эти отчеты.

Kolokol: Планы на завтра: Николаев-на-Днестре, собственно, сам Днестр - Ивано-Франкове (Янов) - Домажир - Женсна-Польска - Женсна-Руска - Львов. Далее - разные встречи в зависимости от лимита времени. Нельзя не написать про погоду последние два дня. Если кратко - дождь. Всегда. Температура упала с бердичевских +38 до +15. Так что завтрашние планы могут быть скорректированы проходимостью грунтовых дорог.

zampolit: Я пока буду очень краток, всетаки перенасіщение собітиями дает о себе знать. Вкратце, кульминация пребівания в районе Подвісокого... К сожалению, имя бойца неизвестно....

Kolokol: zampolit пишет: Вкратце, Тоже вкратце - молодцы! А теперь спроецируй это на поле под Бабушками...

zampolit: Kolokol пишет: А теперь спроецируй это на поле под Бабушками... Ну так я єто єще в Бабушках говорил

Kolokol: 14 августа 2012. Маршрут: Львов - р. Днестр (наконец-то) - Николаев - Зимна вода - Страдч - далее по старой дороге (бывшая ж/д) через Домажир - Женсна Руска (Рясьне Руське) - Женсна Польска (Рясне) - завод "Автопогрузчик" - Львов. Были уточнены места расположения Т-34 3 тб 16 тп 8 тд на Т-образном перекрестке в районе Страдча, КВ-1 в Домажире, КВ-1 8 тд в Женсна Руска, с наиболее возможной точностью определено место 2 БТ 53 тп в районе ж/д станции Женсна Польска, известных по многочисленным фото и кинохронике. Осмотрен ряд интересных объектов, в том числе старые авто- и ж/д мосты на направлении Янов - Львов. В Николаеве опять заехали на австрийские редуты, с которых в июле 1941-го 100 лпд пыталась огнем гаубиц преодолеть сопротивление "николаевских КВ". Ну, теперь мы смело можем говорить не только "От Смердюка до Гнилопяти", но и "От Буга до Днестра" =) Теперь - лирическая часть. Без помощи Саши Волкова, который под "типичным львовским дождем", с потерями матчасти, провез нас по маршруту длиной 250 км, сегодняшняя программа не была бы выполнена. Ну и как-то символично, что ли, что нынешняя экспедиция начиналась на "четверке" и заканчивается на "четверке". А дождь шел весь день. Стабильно и без послаблений. Закончился, естественно, с нашим возвращением во Львов. Завтрашний день посвящен полезным встречам и подготовке к отъезду. P. S.: Сегодня был преодолён рубеж в 2000 км. С учетом, по сути 3 "выходных" дней - неплохо.

Kolokol: Kolokol пишет: Без помощи Саши Волкова, который под "типичным львовским дождем", с потерями матчасти, провез нас по маршруту длиной 250 км, сегодняшняя программа не была бы выполнена. Кое-что из вчерашнего: http://relicfinder.info/forum/viewtopic.php?f=9&t=1121&p=44288#p44288 Внизу страницы по ссылке. Справа от жд моста автодорожный, не менее красивый. Второй снимок сделан Александром именно с него. Фанатик, как он по нему прошел, непонятно, там дыры в метр.... Оба моста через реку Домажирку.

Kolokol: 15 августа 2012. Финальный полный день нынешней эпопеи. В принципе - "разграбление города" - сувениры и т. п. Пара встреч с нашими львовскими коллегами, недолгие сборы - и, вот, собственно, уже и вечер. Намеченная программа поездки выполнена (хоть и не без недостатков), а местами - и перевыполнена. Завтра - поезд Львов - Москва. "Мне пора обратно ехать в Русь" (с) P. S.: Ценно то, что в этот раз мы заложили базу под дальнейшие исследования. P. P. S.: на обратном пути запланирована встреча с нашими коллегами - фортечниками, которые в этот раз удаленно оказали нам неоценимую помощь в организации поездки по "Золотому кольцу Немирова".

dik: Эх, здорово то как! Вот бы у нас что-то подобное замутить. Или к вам с такой экскурсией наведаться

Akai: Вчера на ж.д. вокзале в Киеве удалось минут 15 пообщаться с ребятами, возвращающимися домой. Где-то в это время они уже должны быть в Москве.

Karan: Сегодня, в 9 утра московская фракция благополучно прибыла на Киевский вокзал, т.е. можно считать саму поездку полностью законченной. В завершение - еще раз хочется сказать огромное спасибо всем, кто словом и делом помогал в ее организации и проведении. Вместе - мы сила!

Karan: Небольшой фотоотчет о событиях под Уманью в этом году. Тем более, что проходили они при участии ув. Замполита: http://parabellum1941.narod.ru/photoalbum22.html

Сергей Лотарев: Karan пишет: Сегодня, в 9 утра московская фракция благополучно прибыла на Киевский вокзал, т.е. можно считать саму поездку полностью законченной. В завершение - еще раз хочется сказать огромное спасибо всем, кто словом и делом помогал в ее организации и проведении. Вместе - мы сила! С возвращением! С нетерпением ждем новых подробностей! На поезд вы тоже эмблемы проекта наклеили?

Kolokol: Сергей Лотарев пишет: вы тоже эмблемы проекта наклеили Смех смехом - но пока мы ездили по Житомирщине - местные постоянно спрашивали - "А вы из какой партии?", "А это какая-то комиссия?" и т. п. Как нам показалось - это было верное решение - как только мы выгружались из машины - сразу было серьезное отношение. Правда, обуть нас, как детей, ДАИ в Любаре это не помешало. Настоящие профессионалы, ничего не скажешь

scharm: Сергей Лотарев пишет: На поезд вы тоже эмблемы проекта наклеили? Замполит все себе наклеил на авто, даже мне не оставил.

Karan: scharm пишет: Замполит все себе наклеил на авто, даже мне не оставил. Надо было мне распечатать 5, а не 3, т.б., что как оказалось, они спокойно снимаются, хотя были опасения.

Karan: Сергей Лотарев пишет: С нетерпением ждем новых подробностей! Чтоб просто рассортировать, систематизировать - нужно время, поскольку было много разного, в той или иной степени запомнившегося. Пожалуй, есть смысл один эпизод дать отдельно, поскольку впрямую с действиями 4-го МК он не связан, но конкретен. Итак, 6 августа, колеся по дорогам Житомирщины в районе Безымовка-Янушполь, обращая внимание на имеющиеся памятники/братские могилы, заехали мы в Янушполь(ныне - Иванополь). При осмотре братской могилы на предмет захоронений по 41 году разговорились с местной жительницей. По ее совету зашли в сильраду(поссовет), где приветливая Станислава Станиславовна показала нам паспорт захоронения. Вообще. и там, и везде - наши подобные просьбы встречались с пониманием. Кстати, роль ОБД сказывается - многие люди активно сейчас списываются, созваниваются с органами власти на местах в поиске родственников. И границы значения не имеют.... Итак - по паспорту были только ФИО по 44-му. Разговорились и нам порекомендовали заехать в район сахарного завода, где также находился небольшой мемориал. Так и сделали, благо район сахзавода проходил по документам 4-го МК. Вот она, братская. Редкость - кроме плит с ФИО на постаменте были два эмалевых фототаблички - портреты двух человек. Один из них - в летном шлеме ФИО на портрете не было. Но - при осмотре обратили внимание - кроме общего списка ФИО, два из них даны были отдельно. Рассудили, что не могут ли это быть именно ФИО тех, кто на фото, т.б., что они даны были полностью, с расшифровкой. Отметив это и сфотографировав, поехали дальше по маршруту. Только 2 дня спустя, уже вечером в Тернополе, благо в номере был WI-FI, решили "пробить" по ОБД. Как Шелестовский Михаил Евдокимович. И вот такая история.... Но это не все: еще ранее, в 1949 году, местным РВК была проведена аналогичная работа, давшая более конкретные результаты... Летный шлем, очки.... Какие могут быть варианты? Член экипажа бомбардировщика или боец из воздушно-десантной бригады? Пока не известно. И таких вот "маяков" в ходе поездки было великое множество...

Akai: Вообще сложно по фото Шелестовского что-то точно сказать. Может оно вообще довоенное из аэроклуба? На петлицах ни эмблем рода войск, ни знаков различия (если только не рядовой). В приведенной справке указали, что в "списках офицерского состава ВВС не числится", т.е. все же искали среди "летунов". Я тоже склоняюсь к мнению, что он, скорее всего, из экипажа самолета.

SVD: Karan пишет: Грицев. Братская могила с фамилиями, в основном, из 44-го, всего 625, но есть и погибшие в 41-м – командир 608-го стрелкового полка и политрук, заменивший командира после его гибели и тоже погибший тогда же и там же (уже пробили по ОБД). Уважаемый Karan! Это действительно был Грицев? По ОБД захоронение Ведерникова Изосима Петровича Дата рождения/Возраст __.__.1887 полковник командир полка 608 го стрелкового полка 146-й стрелковой дивизии 608 СП 146 СД находится в центре села Лавриновцы, что примерно в 35 км западнее Грицева

Karan: SVD пишет: Это действительно был Грицев? Да: Ехали с востока, от Любара, проехали р. Хомора, "сняли" памятник и ушли на юг, на Староконстантинов. Так бывает - либо перезахоронение, либо - одно из них является именно захоронением, второе - "парадным". По дороге такое встречалось. В частности, в Чартории. 20 лет прошло -срок большой. Сравните:

SVD: Karan пишет: Так бывает - либо перезахоронение, либо - одно из них является именно захоронением, второе - "парадным". Да бывает! Я думаю, что все таки захоронение в Лавриновцах поскольку в ОБД именно оно присутствует. Да собственно и Лавриновцы ближе к позициям 146 СД и как раз на острие удара группы Штейхница 16 тд на Староконстантинов от Вербовцев.( Я попытался разработать карту с описанием боев 6-7 июля 4 МК под Староконстантиновом) И опять же таки в Лавриновцах захоронены и сослуживцы Ведерникова - политрук роты 608 сп Глигало и военврач 3-го ранга 608 сп Павленко. Я давно уже присутствую на вашем сайте как гость! Очень интересно! Спасибо всем вам за познавательный и интересный форум!

Туляк2: SVD пишет: И опять же таки в Лавриновцах захоронены и сослуживцы Ведерникова - политрук роты 608 сп Глигало и военврач 3-го ранга 608 сп Павленко. Кстати, в 1947г. при перезахоронении погибших воинов в братскую могилу, на теле полкового врача П.Ф. Павленко было обнаружено полковое знамя. Сейчас знамя 608-го сп 146-й сд находится в ЦМВС /ф. 13, ед. хранения 5880/. Вестник военной истории. научные записки ИВИ МО СССР. М., ВИ, 1971, 2, с.178-181

Karan: Туляк2 пишет: Кстати, в 1947г. при перезахоронении погибших воинов в братскую могилу, на теле полкового врача П.Ф. Павленко было обнаружено полковое знамя. Сейчас знамя 608-го сп 146-й сд находится в ЦМВС / О как! Не знал... Пораньше бы такую инфу, черт... Как же мир тесен! Где Грицев(условно) и где ЦМВС - а ниточка то одна...

Kolokol: Karan пишет: Где Грицев(условно) и где ЦМВС Во дела!

zampolit: SVD пишет: ( Я попытался разработать карту с описанием боев 6-7 июля 4 МК под Староконстантиновом) Я на ВИФе выкладывал схему боев 6-7 июля под Староконстантиновым вот ссылка, там и мои схемы http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/2368/2368036.htm Это так сказать взгляд со стороны 16 тд

SVD: zampolit пишет: Я на ВИФе выкладывал схему боев 6-7 июля под Староконстантиновым вот ссылка, там и мои схемы http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/2368/2368036.htm Это так сказать взгляд со стороны 16 тд Спасибо! я видел эту карту в вашей теме " Бои в районе Староконстантинова" и выложил там и свою.

Михаил: Отец очень хорошо помнит ночной бой 64 тп 32 тд под Константиновом. Наверное, причина - несколько попаданий в танк немецких снарядов. Но пишет об этом очень кратко: "...Вечером наш батальон в составе 64-го танкового полка сам атаковал противника в направлении высоты у пункта Капустин. В результате ночного боя противник был отброшен, потеряв 7 танков и около 16 противотанковых орудий....".

Karan: К 41-му отношения не имеет. Наверное... Взяв в руки книгу "1941. Юго-Западный фронт", решил "пробить" ряд ФИО. Искал командира батальона Крепчука - 44-я тд, Бердичев... А наткнулся на совсем иное. Но это иное.... Кто читал(читал, не смотрел) Курочкина "На войне как на войне" - поймете, о чем я: сравнивайте Он там, в отличие от Малешкина, не погиб Там - нет. Позже - увы, да. Помимо Курочкина(что на память ложится) зацепило, что - уроженец Новой Чартории.... Мельница, плотина, парк.... Мы ж там были... На войне как на войне.

Сергей Лотарев: Karan пишет: Кто читал(читал, не смотрел) Курочкина "На войне как на войне" - поймете, о чем я: сравнивайте Ого! Так это писатель Курочкин и есть. Выходит, "На войне, как на войне" - почти автобиографическая вещь. А я и не знал.

Karan: Сергей Лотарев пишет: Так это писатель Курочкин и есть. Так с его наградным и сравниваю.

Karan: Интересное фото попалось, аннотировано Житомиром, но терзают меня смутные сомнения. И вот почему: смотрим на фото сделанное нами в 2012+нагугленный ракурс А вот "житомир", сделанный немцами в 1941 НМВ - это один и тот же монастырский комплекс. Тем более, что "в 1941 году перед самой оккупацией в монастыре возник пожар" (легко гуглится при наборе "Бердичев костел босых кармелиток").

Kolokol: Какие тут сомнения? Гнилопять же! =)

Karan: Kolokol пишет: Были уточнены места расположения Т-34 3 тб 16 тп 8 тд на Т-образном перекрестке в районе Страдча, КВ-1 в Домажире, КВ-1 8 тд в Женсна Руска, с наиболее возможной точностью определено место 2 БТ 53 тп в районе ж/д станции Женсна Польска, известных по многочисленным фото и кинохронике. Осмотрен ряд интересных объектов, в том числе старые авто- и ж/д мосты на направлении Янов - Львов. В Николаеве опять заехали на австрийские редуты, с которых в июле 1941-го 100 лпд пыталась огнем гаубиц преодолеть сопротивление "николаевских КВ". Ну, теперь мы смело можем говорить не только "От Смердюка до Гнилопяти", но и "От Буга до Днестра" =) К вопросу о КВ и БТ в районе Домажира и Женсны Польски. В этой ветке дана карта http://nemirov41.forum24.ru/?1-13-0-00000047-000-0-0-1351113099 Мы прошли по этой дороге, но двигались мы - как раз не по шоссейной, а по жд ветке(местами переходя на нынешний проселок, он и тогда был). От которой ничего не осталось, кроме столбов и балласта. Поэтому и прошли, кстати - спасло твердое основание. Имея указанную на карте автодорогу справа по курсу. Современная трасса идет южнее. Дорога обсажена, по всему маршруту ИЖС, включая затерянные в кущах такие "маетки", которым бы позавидовал сам Терещенко. Из всего виденного, по окружающему пейзажу, рельефу и соответствия подписям на фото(а они верны в данном случае)как вероятный район нахождения КВ может быть назван вот этот:

parovos: Привет всем !

volodia: Приветствуем на форуме! С чем Вы к нам пожаловали ?

parovos: Я хочу найти танк а мой товарищ хочет найти самолет времен войны и восстановить.

volodia: Ну,что ж. Желаю удачи! Говорят есть еще эти девайсы в глухих местах.

parovos: Так команда нужна единомышленников!

scharm: parovos пишет: Я хочу найти танк а мой товарищ хочет найти самолет времен войны и восстановить. Хорошу справу задумав , синку.Тут у нас майже в кожному селі є танк, літаків правда меньше.Але біда в тому, що ніхто місця вказати не хоче. Кажуть :" дідуньо не веліли, мо ще пригодиться".

Karan: scharm пишет: Тут у нас майже в кожному селі є танк, літаків правда меньше.Але біда в тому, А еще и в этом:

parovos: Ага или уже стоят смазанные, ждут приказа Тягныбока на Киев двигать

LENKO: ---зашёл знакомый поисковик,рассказал невесёлую историю,-искал танк,не нашёл,-ноги натёр,время угробил.Так как мы конкуренты, район поиска не называл.но оговорился.что место ему указал старожитель, хуторянин Ян. Погоревали,разошлись.Я на велосипед и на хутор,-знаю правда только один хутор где есть человек с таким именем,да и хат там только 4\в 2 живут дачники\,а в одном из домов мой родной тесть.Я к нему,--батя.куда танка запрятали.Да нэма ниякого танка и николы нэбуло.говорит.Так Янь брехать не будет.--не пионер же.--Так то не танк,а самолёт.--был ответ.И рассказал как ,когда и где.Самолёт подбили над селом,дотянул и упал возле хутора в речушку.Прибежавшие сельчане подобрали и отнесли в село двух обгоревших пилотов.Я к тестю с расспросами,--чей самолёт,что за лётчики----а откуда я знаю,нам по 14 лет было,мы в армии тогда не служили и в форме не понимали,--помню как один сказал,-пропал Серёжка. Вот и лежит в земле дубенщины самолёт времён ВОВ,и наверное один из пилотов остаётся все эти годы на своём боевом посту.С одной стороны и искать не надо,а с другой,-достать, тоже никто и не начинал.

Karan: LENKO пишет: Вот и лежит в земле дубенщины самолёт времён ВОВ, Хм, а год какой? 2 человека экипажа + время - уже прикинуть можно, что это и откуда.

LENKO: Выпрыгнувших пилотов было двое.а третий,наверное остался в машине.об нём же сказал ,--пропал Серёжка,один из пилотов,--можно думать.что экипаж 3 человека--по типу подходит к СБ. В 44г. их уже вроде и не осталось.Тесть 26г. рождения,его слова подходят под 41г.,но точно он не утверждает.Пилотов,приехавшие немцы.увезли в Дубно.

Karan: LENKO пишет: по типу подходит к СБ. В 44г. их уже вроде и не осталось. На Пе-2 было тоже 3-е. Я просто понял, что пилоты не остались живы. Но если по лету, то да, 41-й.

parovos: Отлично! Так давайте поедем и посмотрим!)

parovos: До настоящего времени сохранился единственный экземпляр СБ, который экспонируется в музее ВВС в Монино.

Karan: parovos пишет: Отлично! Так давайте поедем и посмотрим!) И найдем кучу приключений на свою .....цу. Родился Иван-царевич, а вместо пупка - гайка. Время шло, и наступи- ла пора женить Ивана. А как женить, если вместо пупка - гайка. Тогда царь издал указ: "Половина царства тому, кто избавит царевича от гай-ки". Пришла во дворец старуха-колдунья и посоветовала: - Поезжайте за черные горы, найдите черную рощу, посреди нее есть черное озеро, посреди озера стоит черный остров, на острове растет черная сосна, на сосне висит черный ящик, в ящике сидит черная утка, в утке есть черное яйцо. Разбейте яйцо и достаньте черный гаечный ключ. Возьмите его и выкрутите гайку. Так слуги и поступили. Привезли ключ, открутили гайку, а у царевича задница отвалилась. Так выпьем же за то, чтобы не искать приключений на свою задницу!

snip: Либо СБ, либо Ар по 1941г. В районе Берестечко есть места падений 33 сбап.

parovos: Если найдем объект можно спонсоров привлечь - завод Антонова или Моторсечь. У них музеи есть и они любят артефакты своего производства собирать восстанавливать

alex_welt: И найдем кучу приключений на свою .....цу. Ну зачем же так сразу... К вопросу можно подойти и цивилизованно. Наша компашка года 3-4 назад немецкий Юнкерс на огороде копала. И ничего. я так понимаю,что всех ошметки интересуют. Украина -не Росиия. Здесь некоторые вопросы решаются гораздо проще.

Karan: alex_welt пишет: Наша компашка года 3-4 назад Так это - ключевое. "Наша". Как там про коня и трепетную лань? Сам представь данный проект в его исполнении сейчас. Хотя, конечно, установить самолет и экипаж, тем более наш - дело святое.

parovos: Вытащить это пол дела, до готового образца довести - дело не на один год работы. Даже установить судьбы экипажа - уже большое дело.

Karan: parovos пишет: Даже установить судьбы экипажа - уже большое дело. Это и есть главное. Остальное, вплоть до "на крыло"(это по остаткам то?) - хотелки.

Kolokol: Ну, коллеги, ёлки-метёлки... Кому-то хочется "реальной брони"? Да бога ради - я отдаю честный лендлизовский М3 (без уверенности - С или Л, то есть Грант или Стюарт) в Новгородчине. Лежит себе, родимый, в воронке. Даже если не лежит - обе раскатанные резинометаллические ленты - есть в наличии. Уже лет 7 предлагаю самовывозом - не, никому не надо. А я не селянин, мне ящик водки не нужен, я эту тему "руками трогал". Если что, их по докам там было на тот момент 11 штук, так что это - 10 процентов наличного железа. И хуле?

parovos: Нада ж людей чем-то в кризис занять, чтобы меньше бухали. Такой проект - самое то. Какой Новгород? Северский, Волынский или же Великий или Нижний?

Kolokol: Новгород, который Великий. Старорусский р-н.

Karan: parovos пишет: Великий Именно там.

parovos: Прикольный танк М3 но далековато! Я думал в музей академии МО пристроить. Там уже есть из иномарок Шерман с пробитой башней, немецкие танки, арта немецкая. Просто покрасить и поставить рядом. Ежели американца восстанавливать, то там все дюймовое, ну его нафиг. Разве что коллекционер из Пиндосии нарисуетсяи поможет деньгами. Фотки можешь сделать?

Karan: Kolokol пишет: Внизу страницы по ссылке. Справа от жд моста автодорожный, не менее красивый. Второй снимок сделан Александром именно с него. Фанатик, как он по нему прошел, непонятно, там дыры в метр.... Оба моста через реку Домажирку. То же, но зимой:

Karan: Львов, 6 апреля 2013 года. После 2-х дневного пребывания в Немирове вернулись во Львов. Фото и подробности - позже.

Kolokol: Картина маслом. Сидя в гостинице в Золочеве, когда из окна виден Замок, а мимо по дороге проходит батальон Тигров...

scharm: Kolokol пишет: Картина маслом. Сидя в гостинице в Золочеве Которое из них оригинал?

Kolokol: Гхм... Прошло 6 лет. "Настоящих буйных мало". Высота 285.0 Немиров, 4 апреля 2013 года. "А еще говорят, что на Украине зимы мягкие!" (с) В общем - "солдаты с зонтами не ходят"(Манфред Вюстер, 24-го июня 2011 года), прошлись по теме не взирая на. Полный отчет, ессно, впереди.

Kolokol: PS Это тоже Украина ,причем - не вообще, а то самое место под Тернополем, где Т-35 и БТ-7М 53 полка. 07.04.2013. Во время съемки было +/- ниже 0 по любому, ибо дороги сухие. Ну, то есть как бы дороги...

scharm: Kolokol пишет: Ну, то есть как бы дороги. В моем присутствии попрошу нэ выражацса

alex_welt: какая великолепная натура для сьемок какого там фильма об немецком разгроме. Дороги уже готовы. Причем везде. Надеюсь все участники добрались до дому..?

Karan: scharm пишет: В моем присутствии попрошу нэ выражацса В тему. Тогда же и почти там же: Львов-Червоноград. автобан А до Золочева так тоже хорошо

scharm: Karan пишет: А до Золочева так Это ж поездки по местам боев. Все сохранено в первозданном виде А охарактеризовать можно одним словом-ВОРУЮТ.

Karan: scharm пишет: Все сохранено в первозданном виде Ага ,я без звука смотрел ,но по ощущениям, когда чел на первой ссылке остановил машину, впечатление, что была команда "Воздух!" А вообще, честно - я не понял одного: почему ямы на дороге не воронкообразные, как должны бы быть при износе, а как колодцы? Почему сразу шахтой и на 20-40 сантиметров вглубь?

flamm: Друзья, у меня к вам вопрос, когда будет ближайшая экспедиция и можно ли к вам присоединиться?

volodia: планируется в августе.появится Каран - расскажет.

Karan: flamm пишет: и можно ли к вам присоединиться? Встречный вопрос - а Вам это - зачем? Уж не обессудьте за встречку. Однако без него никак - прикиньте сами: в форуме Вы скорее зритель. Ни Ваших интересов, ни взглядов - мы не знаем. Секретов нет - но я бы понял любого активного участника, решившего "это все" увидеть своими глазами. А тут? Чтобы было понятно: это не Антарктида и не Гималаи. Это да. Но - это и не туризм. Каждый, кто едет ,четко знает: с кем, зачем, как и для чего. Мы не "Роскосмос"(не к ночи будь помянут) - мы туристов не катаем. Мы, в этом плане - даже не танк и не СУ(это там Громыхало в экипаж взяли, да и то, после гибели наводчика, и Громыхало в деле проверили) - мы скорее - подводная лодка. Балласт не нужен. Вреден. Не нам, а делу. Жестко? Возможно, но как есть.

flamm: Karan пишет: стречный вопрос - а Вам это - зачем? Уж не обессудьте за встречку. Однако без него никак - прикиньте сами: в форуме Вы скорее зритель. Ни Ваших интересов, ни взглядов - мы не знаем. Секретов нет - но я бы понял любого активного участника, решившего "это все" увидеть своими глазами. А тут? Чтобы было понятно: это не Антарктида и не Гималаи. Это да. Но - это и не туризм. Каждый, кто едет ,четко знает: с кем, зачем, как и для чего. Мы не "Роскосмос"(не к ночи будь помянут) - мы туристов не катаем. Мы, в этом плане - даже не танк и не СУ(это там Громыхало в экипаж взяли, да и то, после гибели наводчика, и Громыхало в деле проверили) - мы скорее - подводная лодка. Балласт не нужен. Вреден. Не нам, а делу. Жестко? Возможно, но как есть. Рановато меня балластом считаете. Мне очень интересна темя боев 41 года и очень велико желание увидить все своими глазами и внести свою лепту в ваш замечательный проект. Я увлекаюсь бронетехникой и моделизмом и историей войн. Сейчас собираю из кусков брони два танка т 26 и Pz 38(t) Ausf S. Пишу я действительно редко. Не очень люблю общаться на форумах, что тут поделать, да и время не всегда есть. Кстати, если мне не изменяет память, в дну из прошлых экспедиций вы приглашали всех желающих и меня искренне удивил Ваш ответ, хотя и он мне вполне понятен.

Kolokol: Коллега flamm, добрый вечер. Постараюсь прояснить ситуацию. Для начала - у нас за это время было много разных поездок - и по районам охвата, и по целям. В среднем - 2 раза в год с обязательным постоянным составом, который сложился 7 лет назад. И коллектив прирастал кадрами, как московскими, так и региональными - и по России, и по Украине, и по Германии даже. Но каждый новый человек - был хотя бы нам известен, мы знали, что нам ждать от него, он понимал, что у сообщества тоже есть свои "закрытые" темы. "Роскосмос", сиречь «туризм», по словам Андрея, тоже был, с результатом примерно 50х50, скажем к Алексею Исаеву никаких вопросов нет, это было взаимоинтересно и полезно. А вот теперь смотрите - нынешняя поездка планируется с определенными целями, касающимися непосредственно дел проекта. То есть предполагается, скажем, некое обсуждение, которое нужно нам и для нас. Мы же не прогоним вас "погулять, город посмотреть" - ибо просто некрасиво. Кроме того, надо понимать, что поездка – это не спонтанное желание «растрясти кости», а некий финал заранее проведенной работы, при этом знания тех, кто едет – одинаковы, и лишнего времени на «введение в тему» просто нет. И еще: специфика того, чем мы занимаемся, основана на доверии: нас – к тем, кто принимает нас там, и их – на доверии к нам. А нет ничего хуже, по нашему мнению, это самое доверие, в той или иной форме – подорвать. Нам туда – еще ездить и ездить. С третьей стороны - мы всегда рассматриваем возможность взять в компанию на поездку "свежего человека". В общем - не считайте нас за жадных снобов, но и нашу позицию принимайте во внимание. Возможно, в план нынешней экспедиции можно будет включить "человека со стороны", но чего точно нельзя обещать - это "от и до".

flamm: Коллега Kolokol, спосибо за ответ. Прекрасно понимаю о чем вы говорите. Честно гоовря, мне бы было очень интересно влитьсяв ваш проект в качестве постоянного участника. Я с удовольствием изучил все материалы форума, кроме закрытых естественно. Постораюсь всетаки больше писать.

ПРАПОР: flamm пишет: Сейчас собираю из кусков брони два танка т 26 и Pz 38(t) Ausf S. Пишу я действительно редко Очень интересно, если можно покажите фото сборки, реставрации.

flamm: ПРАПОР пишет: Очень интересно, если можно покажите фото сборки, реставрации. До сборки еще далеко, я пока на стадии поиска недостающих запчпстей. По "Праге" собрано 60% по т 26 где-то 40%. Т 26 я начал собирать сравнительно недавно. А все началось вот с этого [img][/img]

flamm: Кстати, буду рад любым запчастям от этих танков. В Западной Ураине, насколько я знаю, башни советских танков местное население врывало в землю в качестве колодцев.

Karan: Движок форума позволяет общаться лично(в этом случае при входе слева вверху мигает значок конверта). Поглядите.

Kolokol: «В семь-сорок он приходит, в семь-сорок он приходит…» Итак, экспедиция началась. 19 августа 2013 года – прибытие в г. Смелу. Ви таки будете смеяться, но действительно в 7:40. Приехали мы втроем – Андрей, Денис и «молодой человек» Рембрандта в виде высокохудожественного полотна полметра на метр (всю дорогу было ощущение что где-то как-то – картина, Львов, фильм «Старики разбойники»). Перейдем к делу. Почему именно Смела? Всё просто – лично глазами/ногами удостовериться, что последний БТ 53-го полка был именно в этом «метре». Попытка позавтракать обернулась полным фиаско – бо в местных кафешантанах подача закуски (еды) еще не началась, в отличие от подачи «запивки», чем в полный рост пользовалась местная аристолкобратия. Поэтому, ограничившись кавой, с помощью местного такси, выдвинулись на место. Доехав до ж/д переезда севернее места гибели БТ, прошли по путям назад, к Смеле и отсняли противоположный ракурс, оставив самую вкусноту на потом. Возвращаясь к месту «последнего БТ 53-го полка» внезапно (с) нами была замечена синяя Нива с двумя подозрительно знакомыми нам хлопцами. «Кто бы мог подумать» (с) Это были тов. Акай и тов. Володарский, совершенно случайно оказавшиеся «на том же месте в тот же час». Ну, собственно, никто никому ничего нового не рассказал: стоя там – всё понятно без лишних слов. Именно этот БТ-7М 53-го танкового полка и именно здесь. Далее – культурно-обязательная программа: краеведческий музей (с весьма интересными экспонатами – одно обилие «халхинголок» в разделе ВОВ наводит на мысли), обед и «помывка личного состава» в р. Тясмин. Поскольку время до отхода поезда на Золочев позволяло, мы не прошли мимо мемориала воинам, погибшим в 1941-1945. Как ни странно – но данные ОБД «Мемориал», по сравнению с увиденным, мягко говоря, не полны. 4:40 20 августа. Наш поезд довез нас до уже привычного вокзала миста Золочев. Небо освещала «нэзалэжна» луна каких-то феерических размеров. Согласно заранее согласованному плану, нас встретил Роман (кто-то еще не знает, кто это? Ну хорошо – «Лучший зоркий глаз Галичины»). Заселились в гостиницу, привели себя в порядок и обозначили задачи дня. Из Москвы они виделись так: Дунаюв, Подгайцы, Гусятин, Тарноруда, Рожиск, Подволочиск. «Гладко было на бумаге…» Вот и в этот раз программу пришлось сократить по объективным причинам. По итогу маршрут был таким: Дунаюв-Подгайцы-Тернополь-Ореховец-Рожиск-Тарноруда-Подволочиск. Да, Гусятин, Васильковцы, Сатанов – выпали, потому что нельзя объять необъятное – август – не июнь, световой день слишком короток. А мы «потеряли» около 3-х часов на вот это: Тем не менее – Подгайцы оставались «задачей дня», также как и «Скалатский КВ». На что и было потрачено оставшееся до заката время. И потрачено не зря – КВ-2 у «купальни» - это оно, даже не то чтобы оно, а на 101%. Далее мы прошли маршрутом со старой польской территории через границу – Збруч – на советский берег, захватывая любые ориентиры, вернулись обратно «через речку» и, наконец, выдвинулись на базу – Золочев, где и пишем этот отчет. А завтра – ждёт нас долгая дорога Золочев-Броды-Дубно. P.S. Паранойя - наше всё, поэтому, когда перед нами при возвращении маячил грузовик с ТЗ дивизии СС "Викинг" (или 61-го флак-абтайлунга), мы сочли это добрым знаком

Kolokol: Kolokol пишет: ждёт нас долгая дорога Золочев-Броды-Дубно. Что сегодня, 21.08.2013 и было. Изначально на Дубно не было никаких "прорывных" планов - просто база для поездки в Острог и на "поле смерти". Попутно - освежить накопленные фото и материалы. Ну и синхронизация знаний - Колокол в Дубно не был, в отличие от меня и Таранова. Поэтому, после марш-броска по трассе Киев-Чоп ,с остановкой "у танка" - а в Дубно есть два полюса - танк и самолет(памятник никому иному как И.И. Иванову) высадились, и пешочком прошли от Палестин до Сурмичей. Отдельно посвятили время замку - в 2011 году были, но то был чистый обзор: зашли, обежали, убежали. Что сказать? Дубно порадовал. Во всех смыслах - тих, удобен и красив. Разумеется, что по пути от Палестин до Сурмичей - снимали. И в замке тоже. Завтра же - Луцк-Торчин-"поле смерти".

Сергей Лотарев: Хорошая выходит поездка! А с местными в Дубно удалось поговорить? Или это сейчас не входило в планы? Kolokol пишет: Колокол в Дубно не был, в отличие от меня Вы там определитесь со своей идентичностью

Karan: Сергей Лотарев пишет: Вы там определитесь со своей идентичностью А некогда - августовский день короток, каждый день заканчивается в темноте, поэтому, кто первый к компьютеру подойдет, тот под тем логином и пишет. Как мне (именно мне в данный раз) кажется - важно не кто, а что. Поэтому - "о что", т. е. - о том, что было. Было много всего. И в Смеле, и в Золочеве-Дунаюве, и по Дубно, и по Торчину ("Поле смерти"), и по Вербе-Ситно-Лешнюву-Лопатину-Станиславчику-Майдану Старому. Плохо одно - количество инфы настолько больше остатка времени вечером для написания отчетов, что времени для "онлайн" репортажей банально нет. Поэтому о том, что было - будет позже. А сегодня будет кратко, просто потому, что сегодня - про Немиров, в который, будучи уже неделю на Украине, мы "заехали на час". И этот "наше все" город в очередной раз (когда уже вроде бы ну всё, совсем всё!) воздал за старания сторицей... Писать много не буду. Фото говорят сами за себя. Парни, просто обратите внимание на крышу МТО, "грибок", то-сё...

Сергей Лотарев: Нифига ж себе!!! А серийник вам известный?

volodia: земля поделилась историей. значит кроме фотографий найдены "немировские артефакты" ? где именно найдены ? с какой машины ?

Karan: volodia пишет: где именно найдены ? с какой машины ? Володь, когда мы зимой 7/8-го года сидели у Марты и гадали - "Чей же БТ у ГКЦ?" - обстановку разрядила фраза - "Советский" Так и тут: В Немирове. С БТ-7М. Советского.

Karan: Сергей Лотарев пишет: А серийник вам известный? Привет. Именно такого - нет. Но есть похожие по написанию, есть варианты на перепутанные местами "4" и "6", по написанию "2" и "9" и т. п. Но машина-то конкретная.

Сергей Лотарев: Karan пишет: Но машина-то конкретная. Кстати, это тот, про который местный в 2010 обещал, что он там целиком остался?

Karan: Итожу. Поездка закончена: сейчас все собирают свои вещи, пакуют сумки и рюкзаки. Всё - утром в поезд. Поездка закончена. Плохо ли, хорошо, но она состоялась, и принесла, черт возьми, очень недурные результаты по каждому пункту. Отчет... Отчет будет, обязательно. Но позже, уже по прибытию.

Karan: В свое время решили не создавать лишнюю ветку про поездки 13 года, имея ввиду преемственность и перспективу далее. С преемственностью угадали, а вот с перспективами.... Поэтому, думаю, что стоит разместить тут. Интересные путевые заметки по ряду причин. Первое - это неангажированность: человек поехал в никуда. Каждый день как первый. Второе - он украинец без военно-исторической подоплеки. Третье - он с Донбасса. Мы не были на Донбассе, не наша тема, но в плане разницы между регионами - очень любопытно. Ну и четвертое - он был там в начале Майдана. Как ни странно, и до него "долетело". Немиров образца ноября 13 года. Вид со стороны. http://3sea.org.ua/forum/viewtopic.php?p=6013

Kolokol: Karan пишет: Немиров образца ноября 13 года. Вид со стороны. Очень занимательные путевые заметки. Именно с точки зрения "незамутненности" автора (ну у него там свои тараканы с моржеванием и разбиванием свежего ледка =)

Karan: Kolokol пишет: чень занимательные путевые заметки. Именно с точки зрения "незамутненности" автора (ну у него там свои тараканы с моржеванием и разбиванием свежего ледка =) И что интересно - когда мы ходили, да, конечно, поясняли, зачем и из-чего ходим, смотрим, но нам много чего считали долгом рассказать. Что помнили и сразу. А приехал посторонний человек, любопытный - вон, колонну св.Марка сразу просек(правда, тут ему сезон помог, ее видно), а про бой - никто ничего. Хотя, казалось бы, "дело-то громкое было!"(МВИН)

Karan: Karan пишет: Хотя, казалось бы, "дело-то громкое было!"(МВИН) Да и традиции, опять-таки... Хорошо, что виллы носили имена собственные, а не номера. А то думай потом о фамильных портретах.

Karan: Смех смехом, но сам по себе Немиров и окрестности, как объект краеведения - непочатый край. Западные соседи, что характерно, это просекли и плодотворно и внимательно к этому подошли. Как минимум, сподобились до издания обзорной работы по развитию курорта. Понятно, что они "хоронят" его 39-м годом. Про нынешнее состояние - мимолетом. Но, хотя бы попытались структурировать имевшуюся инфу. Пожалуй, надо поддержать почин наших двоюродных соседей и выделить Немиров как город и топоним в отдельную тему.



полная версия страницы