Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я). » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я).

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

АЗК: Миша Т пишет: 22 КАЭ не сформирована. 15 КАЭ комэск майор Свистунов. А-м Луцк. На 1.01.41г 7 Р-5. На 1.06.41 - 18 летчиков, 16 штурманов из них 8 экипажей на Р-5, остальные У-2. 27 КАЭ комэск капинан Решко. А-м Млынув. На 1.01.41г 9 Р-Зет. На 1.06.41 - 17 летчиков, 19 штурманов из них 6 экипажей на Р-Зет, остальные У-2. Огромное спасибо! Хочу уточнить: Были У-2 в составе эскадрилий или только экипажи?

АЗК: Миша Т пишет: 22 КАЭ не сформирована. Только сейчас сообразил: У 22 мехкорпуса была 122 КАЭ согласно сайтаhttp://mechcorps.rkka.ru/files/mechcorps/index.htm, 22 КАЭ была у эстонского стрелкового корпуса и на вооружении были немецкие Хеншель-126(поэтому и запомнил) Я так понял 122 КАЭ не сформирована? Еще вопрос: как понимать написанное Широкорадом - "В Красной Армии средства воздушной артиллерийской разведки перед войной были представлены корректировочно-разведывательной авиацией в виде авиационных звеньев (три самолета в звене), организационно входивших в состав корпусных эскадрилий (по три звена в эскадрилье) войсковой авиации. Всего по довоенным штатам полагалось содержать в 59 эскадрильях 177 корректировочно-разведывательных звеньев с 531 самолетом. Фактически же из-за неукомплектованности их было меньше. Например, в Киевском особом военном округе вместо положенных по штату 72 корректировочных самолетов было только 16. Не хватало радиостанций и аэрофотоаппаратов."?

Миша Т: Ну в целом правильно пишет, запутал просто все. По штату каждая КАЭ должна была иметь 9 разведчиков они же корректировщики (три звена) и 6 самолетов связи (два звена). Количество самолетов в эскадрильях не всегда соответствовало штатному, в начале ветки давался расклад по количеству самолетов в КАЭ на 1.01.41г. По состоянию на 22.06.41 года он не сильно изменился, только большая часть самолетов нескольких эскадрилий находилась в полуразобранном состоянии - их ремонтировали... К сожалению по самолетам связи У-2, я данных еще не нашел, но они были во всех эскадрильях без исключения. Вновь сформированные в апреле-мае КАЭ матчасти и личного состава не получили, в первую очередь должны были получить самолеты У-2... Большинство КАЭ должны были осенью 41 года перевооружится на СБ. По поводу нехватки радиостанций и фотоаппаратов не имею пока конкретных данных, а вот боевая подготовка вплоть до начала войны так и не была развернута... Фактически выполнялись единичные полеты на фотографирование, а на корректировку и вовсе отсутствовали... В целом части разведывательной авиации были подготовлены единичными экипажами и реальной боевой ценности не представляли.


АЗК: Миша Т Огромное спасибо! А насчет 122 КАЭ она таки была без матчасти?

Миша Т: АЗК пишет: Радехову поднялся вопрос о том что в районе Ганунин в нескольких километрах на юг от Радехова был какой-то аэродром и там сгорело много самолетов. Нет ли информации об этом? А теперь понятно, это прямо у Радзехова, на карте ВВС ЮЗФ она по другому называется: Строевых частей там не было 100%, а вот авиашкола возможно была... Ув. Юрий Свойский говорил, что в 40 году существовала Радзеховская авиашкола. Причем этот вопрос я поднимал в связи с вот этими фото, строй СБ с большим №3 и 5 Р-6: Такое большое количество Р-6 на 1.09.40 год было только в Радзеховской авиашколе, основная проблема в том, что по докам ВВС КОВО на 1.06 существовали: - Фастовская авиашкола; - Гостомельская авиашкола; - Коростеньская авиашкола; - Киевская авиашкола. А вот Радзеховская не упоминается вообще, то ли ее переформировали в какую то из выше названных, то ли расформировали?

Миша Т: АЗК пишет: Миша Т Огромное спасибо! А насчет 122 КАЭ она таки была без матчасти? Да конечно, я думаю и так понятно что имелась ввиду 122 КАЭ 22 МК. 31, 49, 55, 109, 115, 116, 119, 122 и 124 КАЭ не успели сформировать...

АЗК: Миша Т пишет: по докам ВВС КОВО на 1.06 существовали: Может быть школа все таки была. А может она относилась к гражданской авиации или ОСАВИАХИМУ. Таже проблема была с Владир-Волынским пехотным училищем. По директиве оно есть и указано сколько людей из состава 87 СД необходимо передать и больше ничего. А эти фотки точно оттуда? Ганунин(Ханюня)? Да еще по КАЭ: 15 КАЭ могла относится к 15 СК, который дислоцировался в КОВЕЛЕ. И отсюда вопрос - а ближе к Ковелю чем Луцк не было? Может что то не то? 15 МК дислоцировался в ЗОЛОЧЕВЕ это 109 км от Луцка.

volodia: Миша Т пишет: на карте ВВС ЮЗФ она по другому называется использовалась карта первой мировой хотя на другой карте 1940 года написано -Ганунин к слову-до 1940 года это было село немецких колонистов -колония Ганунин.зимой 40-го немцы уехали на фатерлянд.

АЗК: volodia это случайно не та карта на которой командиру ПО 10 ТД ставили задачу:"Уничтожить десант в Радзехове"?

Миша Т: АЗК пишет: Да еще по КАЭ: 15 КАЭ могла относится к 15 СК, который дислоцировался в КОВЕЛЕ. И отсюда вопрос - а ближе к Ковелю чем Луцк не было? Может что то не то? 15 МК дислоцировался в ЗОЛОЧЕВЕ это 109 км от Луцка. А да конечно 15 КАЭ это 15 СК, я просто не понял - у 15 МК не было КАЭ, 115 КАЭ только начала формироваться... По КАЭ так было: 101-109, 111-128, 130 КАЭ это КАЭ мехкорпусов соот: 1 МК - 101 КАЭ, 15 МК - 115 КАЭ. Исключение 10 МК, у него вообще не было КАЭ. 202, 205 и 206 КАЭ это кавалерийские корпуса - 2, 5, и 6 КК соответственно. Ну а КАЭ стрелковых корпусов имели одинаковые номера с № корпуса.

Егор: Миша Т пишет: основная проблема в том, что по докам ВВС КОВО на 1.06 существовали: Спасибо большое! А по Львовскому авиационному училищу прояснить ситуацию можете?

volodia: Нашел воспоминания одного местного,что в 1940-м кроме Ганунина строили аэродром на Дубынах.Строили привезенные жители с востока Украины.Строилась бетонная взлетно-посадочная полоса.Где эти "на Дубынах" пока не нашел. возможно эти -Дембины склейка из 2-х "полек"

volodia: АЗК пишет: это случайно не та карта нет.не та.

Миша Т: Егор пишет: А по Львовскому авиационному училищу прояснить ситуацию можете? К сожалению доков по ВВС КОВО за 41 год не много, по авиашколам могу только это пока пояснить что написал выше в ВВС КОВО на 1.06.41 были - Фастовская авиашкола, Гостомельская авиашкола, Коростеньская авиашкола и Киевская авиашкола. В этих авиашколах точно летали - у них в общей статистике ВВС КОВО есть "налет" за май 41 года... Может и во Львове было авиационная школа, но может она была техническая или просто ШМАС ?

АЗК: volodia пишет: возможно эти -Дембины Карты всегда врут - т.е. нет 100% достоверных карт. На твоей карте например Холоюв подписан как Холюв, а насчет польки, так там есть рядов еще один населенный пункт с добавлением Охладовский и еще на польке есть железная дорога а на предыдущей нет. Если в натуре железка есть, то думаю стоили между железкой и охладовски т.к. бетонная полоса предполагает много техники а это много топлива и принимать его намного проще непосредственно с железки. Посмотри на это место со спутника д.б. остаться какие то признаки.

Егор: Миша Т пишет: Может и во Львове было авиационная школа, но может она была техническая или просто ШМАС ? Процитирую себя: В статье "В небе - Виталий Хлыбов" (http://www.vk-smi.ru/2009/2009_05/vk_09_05_08_01.htm) наткнулся на такую строку: "Одновременно увлекся еще одним полюбившимся ему делом - стал курсантом Порошинского авиаклуба. А затем поступил в Львовскую летную школу, где и подружился со многими ребятами, впоследствии ставшими его однополчанами и друзьями в суровом фронтовом небе." Т.е. по состоянию на 1940 год существовала Львовская школа пилотов. Где она находилась, откуда летала? Получается, что выпускники этой школы в составе 254 ИАП и 255 ИАП защищали Киев...

АЗК: Егор пишет: Где она находилась, откуда летала? Попробуй написать в газету "Вятский край" e-mail: kray@kray.kirov.ru автору статьи Александру ШИРОКОВУ. Может даст телефоны ветерана. Может жив еще человек. А вот телефон редакции :Тел/факс (8332) 64-15-64, 64-32-54

Миша Т: Егор пишет: "Одновременно увлекся еще одним полюбившимся ему делом - стал курсантом Порошинского авиаклуба. А затем поступил в Львовскую летную школу, где и подружился со многими ребятами, впоследствии ставшими его однополчанами и друзьями в суровом фронтовом небе." Т.е. по состоянию на 1940 год существовала Львовская школа пилотов. Где она находилась, откуда летала? Получается, что выпускники этой школы в составе 254 ИАП и 255 ИАП защищали Киев... Я постараюсь выяснить насчет существования Львовской и Радзеховской летных школ, по директивам 1941 года - много изменений просто было и вполне могли их или перевезти в другое место или пере-профилировать...

АЗК: Я на форуме встречал телефонный справочник Львовского гарнизона, может там есть данные?

Миша Т: Львовская авиашкола расформирована приказом НКО № 0065 от 06.11.1940.



полная версия страницы