Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. (Часть 2-я) » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. (Часть 2-я)

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Миша Т: Сегодня состоялось еще одно уже видимо "Крещенское" чудо! Благодаря новым фото выложенным ув.Алтыном и помощи ув.Моонзундец удалось привязать очередной эпизод - долгожданный аэродром Куровицы! Фотографии с подписями "Polonitschna 12.7.41" - Полоничи это населенный пункт недалеко от аэродрома Куровицы, немцы очень часто именовали аэродромы по названию других населенных пунктов нежели их советские коллеги: Карта: Я немного посомневался, так как населенных пунктов с таким названием достаточно много на Украине, но после сопоставления некоторых фотографий пришел к выводу что это Куровицы на 100% ! Первая группа фото начинается от фотографии группы И-15бис, оказывается эта та самая группа которую мы тщетно пытались привязать несколько лет! Главный фигурант в ней И-15бис с №51, у него характерно поломана верхняя плоскость и это хорошо видно на панорамном фото! Кроме того рядом с группой И-15бис стоит Ил-2 и если по И-15бис еще остались вопросы, то с появлением в кадре Ил-2 все еще раз подтверждается, это матчасть 66 ШАП уничтоженная немцами 22 июня 1941 года! Возможно этот Ил-2 так же находится рядом с этой группой (последняя моя гипотеза, которая не подтвердилась, была о том что эти Ил-2 и И-15бис находятся на аэродроме Вильно): Теперь вторая большая группа самолетов И-16 и МиГ-3, четко видно что пять самолетов (или остатков самолетов) находятся практически в шахматном порядке - в первом ряду слева направо МиГ-3 с отстыкованным правым крылом и раскапотированный И-16тип5 с обгоревшей правой плоскостью, во втором ряду И-16тип5 с обгоревшей левой плоскостью, далее обломки МиГ-3 и И-16. В правом верхнем углу фото виден еще один самолет, но пока не могу определится с его точным типом и фото: Крупные планы, эти самолеты мелькали в Дойчевохеншао, перед СБ №10 в Поповцах, ранее я предполагал что это а-м Чунев, к сожалению на этих ракурсах не просматриваются МиГ-3 с отстыкованной правой плоскостью и дальний самолет:

Karan: А не тот ли аэродром мелькает на видео со словаками? Самолеты там, правда, судя по всему, их, но, может уже перелетели?

scharm: Миша Т пишет: Полоничи это населенный пункт недалеко от аэродрома Куровицы, Аэродром нахоился там,где на карте указан населенный пункт Альфредувка. В прошлом году одна пожилая дама приехала с Англии и хотела побывать на своей малой Родине, в с.Альфредувка.Но никто не мог ей объянить где это. Пришлось мне делать выкопирки с "полек"и карт генштаба, и убеждать ее что это теперешнее с.Косычи. Основная часть жителей села была выселена польскими властями из-за строительства аэродрома.Им была уплачена компенсация за строения и землю,и они разъехались по свету. Семя этой дамы попала в Англию. А что касаемо Полоничной кмк далековато. Да и ближе населенные пункты побольше ,можно было по их названиям назвать аэродром(те же Куровичи или Глиняны).И какой интерес у авиаразведки к объекту который к 12.07. находится уже в глубоком тылу. Или это не авиаразведка? По другим фото возможно, кмк там на них с южной стороны выдна града гор.


Миша Т: scharm пишет: Аэродром нахоился там,где на карте указан населенный пункт Альфредувка. В прошлом году одна пожилая дама приехала с Англии и хотела побывать на своей малой Родине, в с.Альфредувка.Но никто не мог ей объянить где это. Пришлось мне делать выкопирки с "полек"и карт генштаба, и убеждать ее что это теперешнее с.Косычи. Основная часть жителей села была выселена польскими властями из-за строительства аэродрома.Им была уплачена компенсация за строения и землю,и они разъехались по свету. Семя этой дамы попала в Англию. А что касаемо Полоничной кмк далековато. Да и ближе населенные пункты побольше ,можно было по их названиям назвать аэродром(те же Куровичи или Глиняны).И какой интерес у авиаразведки к объекту который к 12.07. находится уже в глубоком тылу. Или это не авиаразведка? По другим фото возможно, кмк там на них с южной стороны выдна града гор. Все это наверное так, но сочетание Ил-2 + И-15бис в тот период могло быть только в двух местах Куровицы и Поповцы, Поповцы уже было...

scharm: Миша Т пишет: Все это наверное так, но сочетание Ил-2 + И-15бис в тот период могло быть только в двух местах Куровицы и Поповцы, Поповцы уже было.. Понял, спасибо. С приходом весны постараюсь там побывать, осмотрется и сделать фото на местности. А Полонычна есть рядом еще одна.Это немного севернее, т.е.севернее г.Буск и там рядом КМК был аэродром Адамы, на современных картах это Заводское.

Миша Т: scharm пишет: Понял, спасибо. С приходом весны постараюсь там побывать, осмотрется и сделать фото на местности. А Полонычна есть рядом еще одна.Это немного севернее, т.е.севернее г.Буск и там рядом КМК был аэродром Адамы, на современных картах это Заводское. Ну не только там, у Радзехова то же есть н.п. с таким названием, только там не было И-15бис, Ил-2, МиГ-3 и И-16, а вот в Куровицах все это стадо собралось - 100%, да по поводу удаленности летного поля, там могло как в Поповцах быть и два летных поля, причем они могли быть друг от друга на расстоянии в несколько километров...

Егор: Михаил, здравствуйте. Согласно наградному на командира 2 батареи 17 ОЗАД, они сбили 22 июня в Яворове два немецких самолета, а 23-24 июня - еще один. Есть ли какое-либо подтверждение с немецкой стороны?

Миша Т: Karan пишет: А не тот ли аэродром мелькает на видео со словаками? Самолеты там, правда, судя по всему, их, но, может уже перелетели? Словаки точно были в Русска-Женске, в Куровице по моему не бвли, хотя... Да а где можно посмотреть видео?

Миша Т: Егор пишет: Михаил, здравствуйте. Согласно наградному на командира 2 батареи 17 ОЗАД, они сбили 22 июня в Яворове два немецких самолета, а 23-24 июня - еще один. Есть ли какое-либо подтверждение с немецкой стороны? По данным опубликованным Р.Ларинцевым и А.Валяев-Зайцева в р-не Яворова немцы не теряли самолетов 22 июня, но там много пропусков, а так немецких данных о потерях практически нет, то сказать что то определенное не возможно...

Миша Т: Пойдем дальше, в подборке фотографий представленных выше, но без подписей шли еще три фото: Первое - это похоже те самые И-15бис, только снятые с другого ракурса, к сожалению фото мелкое - очень сложно привязать... На втором фото неизвестный эпизод с уничтоженным ПС-84/ДС-3. А на третьем фото всем известный эпизод - линейка СБ №3 и пять Р-6! Скорее всего эта группа самолетов находится так же на аэродроме Куровицы! Очень жалко что нет аэрофотосъемки этого а-э, однако предположу, что эта линейка стояла с той стороны летного поля, которая прилегала к проезжей дороге, поэтому фото этих машин так много... Р-6 и СБ суда по всему экс техника Радзеховской школы пилотов...

Karan: Миша Т пишет: Да а где можно посмотреть видео? http://nemirov41.forum24.ru/?1-5-0-00000004-000-60-0#031 Посмотри тут. И рядом ютубные ссылки

Миша Т: Karan пишет: Посмотри тут. И рядом ютубные ссылки Спасибо - но там в одном из роликов мелькают ангары советской постройки, так что это не Зап.Укр...

scharm: Миша Т пишет: Пойдем дальше, в подборке фотографий представленных выше, но без подписей шли еще три фото: Да убеждать Вы умеете.Особенно первым фото."Все что могу, все что могу от себя лично"(С)это приложить направление съемки.Там под горой виднеется с.Туркотин.

Миша Т: scharm пишет: Да убеждать Вы умеете.Особенно первым фото."Все что могу, все что могу от себя лично"(С)это приложить направление съемки.Там под горой виднеется с.Туркотин. Спасибо за уточнение!

Karan: Миру известно 3- Немирова и 2- Золочева. Вопрос - в каком Золочеве это?

Миша Т: Karan пишет: Миру известно 3- Немирова и 2- Золочева. Вопрос - в каком Золочеве это? А есть подписи этого эпизода?

Karan: Миша Т пишет: А есть подписи этого эпизода? Нет, просто аннотация. Правда, прочие аннотации с танками этого продавца, в принципе, соответствуют. Так что, скорее всего, это Золочев не харьковский.

Миша Т: Там местные в такой одежде ходят? Я просто склоняюсь что это в Прибалтике снято...

Миша Т: Сегодня ув.Каран скинул ссылку на немецкую хронику подпись сюжета: "Броды советские раты"... Собственно сюжет мы давно пытались привязать, но к до сегодняшнего дня не было подписей - теперь они есть. Сначала немец снимает со стороны И-15бис №11, у которого сняты капоты, за ним видно RWD-8, Ут-1, И-15бис №3 и И-15бис №4, далее на заднем плане появляется Ju-88: Теперь съемка с противоположной стороны группы самолетов от И-15бис №4, на заднем плане видны деревья и ангар, вдоль которого собственно и стоят самолеты, кроме уже перечисленных машин, после И-15бис №3 в группу самолетов подкатили еще один Ут-1: Далее в группе появляются еще самолеты, Ут-1 и RWD-8 отодвинули во второй ряд, а на их место поставили серый И-153 и еще один И-15бис с обтекателями на шасси: Позднее на к И-15бис №4 подкатили У-2, а немцы в порыве молодецкой удали стали ставить самолеты на носы, сначала эта участь постигла И-15бис №3, а за ним и И-153 и Ут-1: Ну и для завершения единственный крупный план: Так что с направлением определились - но вот какая часть пока затрудняюсь сказать... Так как "Броды" это понятие растяжимое, перед этим сюжетом идут кадры подписанные Львов, а потом Золочев - так что конечно ближе всего 92 ИАП, но так же не исключаю и вариант Куровицы 66 ШАП - 164 ИАП или Адамы 23 ИАП...

Karan: Миша Т пишет: Сегодня ув.Каран скинул ссылку Нет, это не я, все восторги -вот кому: http://nemirov41.forum24.ru/?1-5-0-00000004-000-80-0-1329507730 Пост ув. HUSH-а. Миша Т пишет: Так как "Броды" это понятие растяжимое, Обрати внимание - после этого аэродрома идет Сасов, а потом Золочев. Т.е. вроде как есть некая логичная хронология. Но - кто знает из нас, как и кто это монтировал? Пример: подобный кинофильм(приватный, снимал офицер артполка) не аттрибутирован вообще. А тут и титры, и прочее -насколько верно?



полная версия страницы