Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. Часть 2-я » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. Часть 2-я

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Karan: Миша Т пишет: амолет командира JG3 майора Гюнтера Лютцова: На втором фото - пристрелка?

Миша Т: Karan пишет: Да видимо.

Миша Т: Восточнее Львова находился аэродром Куровицы, на который накануне войны были переброшены 66-й ШАП и 164-й ИАП. 66-й ШАП был старой кадровой частью, сформированной из штурмовых эскадрилий 51-й АБр в Киеве в 1938 году как 3-го ЛШАП . Личный состав полка имел определенный боевой опыт, так как полк в полном составе участвовал в походе в Западную Украину в 1939 году, а чуть позже несколько экипажей в составе 7-го ЛШАП приняли участие в Советско-Финляндской войне. Сменив в 1940 году свои Р-5ССС на И-15бис, полк в июне 1941 года начал переучивание на Ил-2. Вечером 21.06.41 года пять новейших штурмовиков перегнали в Куровицы из Воронежа командир полка и четыре комэска. С осени 1939 года полк базировался на аэродроме Комарно, юго-западнее Львова, весной 1941 года на аэродроме развернули строительство бетонной ВПП, в связи с чем полк был переброшен в Куровицы. 164-й ИАП был сформирован осенью 1940 года в Умани, в составе 44-й ИАД, и фактически только весной 1941 года приступил к тренировкам молодого личного состава. Изначально укомплектованный самолетами И-15бис и И-153, полк сумел к 1 мая 1941 года подготовить 27 экипажей, которые приняли участие в парад в г.Киев. В ходе весенней реорганизации ВВС КА полк был включен в состав 15-й САД и в мае был переброшен без матчасти в Куровицы, где должен был получить новейшие истребители ЛаГГ-3 производства завода №31. Однако выпуск ЛаГГ-3 был сорван и ввиду отсутствия штатной матчасти полк 25.05 получил снимаемые с вооружения 23-го и 28-го ИАП самолеты И-153 и И-16 соответственно. Согласно "Докладу о боевой работе частей 15-й САД" во всех полках дивизии в 4:30 была объявлена боевая тревога, после этого 164-й ИАП поднял в воздух дежурное звено. К сожалению подробностей вылета самолетов дежурного звена нет, и судя по всему когда примерно в 5:30 аэродром Куровицы атаковали немецкие самолеты, самолеты звена либо уже сели на аэродром, либо учитывая указания Директивы №1 не решились сразу атаковать немецкие самолеты. Тем не менее в докладе штаба дивизии указано что самолеты полка успели взлететь до того как противник атаковал аэродром Куровицы. Эти утверждения однако вызывают серьезны сомнения, так как полки понесли тяжелейшие потери на земле, которые на врядли были возможно при нахождении в воздухе значительного количества советских самолетов. Скорее всего самолеты 164-го ИАП и 66-го ШАП начали взлетать со стоянок и попытались атаковать самолеты противника уже после первого бомбо-штурмового удара по аэродрому. Тем более что буквально на следующей странице, посвященной 66-у ШАП без обиняков указано что при первом ударе ни один самолет полка не взлетел, вследствие чего понес большие потери на земле. Далее в Истории 66-го ШАП указано что первый налет был осуществлен немецкими самолетами Ме-109 и Ю-88, которые в течении 40 минут бомбили и штурмовали аэродром с бреющего полета. Таким образом вполне коректно сделать вывод про то что примерно с 5:30 по 6:00, аэродром Куровицы был атакован дважды подряд, что являлось классической немецкой тактикой при ударах по советским аэродромам. И-за отсутствия немецких данных очень сложно понять какие части 5-го АК участвовали в этих атаках. Я предполагаю что первый удар нанесли истребители-бомбардировщики Bf 109F из III/JG3, а повторный удар нанесли Ju 88A-5 III/KG51 которые несли бомбы SD-2. Потому что вторую волну немецких самолетов атаковали советские истребители и штурмовики, и среди заявок на победы были исключительно Ju 88, два заявили пилоты 164-го ИАП капитан Попов и лейтенант А.И.Вернигора, а третий лейтенант Рубцов из 2-й эскадрильи 66-го ШАП. Из дневника Ивана Павловича Малютина, на 22 июня 1941 года пилота 66 ШАП, известны некоторые подробности этого боя: «5.30. Над аэродромом появились самолеты противника. Боевая тревога. Несмотря на то, что между рассредоточенными самолетами беспрерывно взрывались вражеские бомбы, мы быстро взлетели. Сосед справа младший лейтенант Рубцов сбил двухмоторный «Меесершмитт-110». Вскоре еще два фашистских истребителя, объятые пламенем, пошли вниз...» А вот как описал нюансы первого налета мастер авиавооружейния Николай Константинович Лушпай, который в то утро был на аэродроме: "19 июня 1941 года в полк из Воронежского авиационного завода пригнали три новых самолета "Ил-2". На второй день был дан приказ: рассредоточить все наши самолеты в шахмотном порядке, натянуть на каждый самолет маскировочные сети и закрепить на металлические штопора. /Каждая сеть крепилась на 32-х штопорах, по три штопора по плоскостям и два на хвосте самолета - всего 40 штопоров/. 21 июня 1941 года после окончания полетов, большинство летчиков уехали на зимние квартиры. На аэродроме остался начальник штаба, дежурные офицеры, несколько пилотов и все младшие авиаспециалисты - мотористы, оружейники, прибористы и т.д. На вечерней проверке, которая проходила возле палаток выстроенных в 500-600 м. от места стоянок самолетов, гнезда которых были окрашены известью, дорожки посыпаны белым песком, начальник штаба предупредил, что программа индивидуальной подготовки летчиками выполнена. Полк приступает к выполнению групповых упражнений и возможны перебазирования личного состава на другие аэродромы. После сигнала "отбой!" мы все разошлись по своим палаткам и приготовились ко сну с надеждой, что завтра нас вдет выходной день, соревнования по спортивной программе, свободное время и напишем письма родным и знакомым. Никто из нас и наших соседей из истребительного полка стоящего на другой стороне нашего аэродрот, на вооружении которого находились самолеты "И-16", не занли и немогли предполагать, что это будет последняя мирная ночь. В 4 часа утра прозвучал сигнал "Боевая тревога". Все мы выскочили из палаток, одели скатки, противогазы, винтовки на плечо и бегом к месту стоянок самолетов. Над аэродромом по другую сторону летного поля, где находились самолеты соседнего полка, на малой высоте летели самолеты и сбрасывали бомбы. Горящих самолетов не было видно и мы думали, что началось учение. Неизвестные самолеты развернулись на наши стоянки и видя, что возле самолетов кроме часовых никого нет, а все бегут к самолетам, стали в упор стрелять в бегущих из пушек и пулеметов. Так для нас началась Великая Отечественная война, которая за первый день унесла 8 человек, 18 раненых были отправлены в госпиталь города Львова. На стоянках осталось 2/3 самолетов."


Миша Т: Самолеты И-15бис и Ил-2 66-го ШАП уничтоженные немцами 22 июня 1941 года на аэродроме Куровицы: Возможно эти фото так же эти же самолеты: Заявленные три сбитых Ю-88 были конечно слабым утешением для ЛС советских полков. Ведь в воздушном бою был сбит один И-153, а в результате налета на земле были уничтожены 15 И-15бис и 2 Ил-2, а так же повреждены еще 18 И-15бис и 1 Ил-2 из 66 ШАП. Кроме того 164 ИАП потерял на земле уничтоженными по 1 И-16 и И-153, и поврежденными еще 11 И-153 и 5 И-16. В итоге из состава двух полков соответственно 19 самолетов было полностью уничтожено и 35 повреждено, из числа поврежденных самолетов большую часть впоследствии списали. Самолеты были не единственной потерей 66-го ШАП и 164-го ИАП. Во время налета погибли 8 и были ранены 22 человек личного состава 66-го ШАП. В том числе погиб зам.командира эскадрильи по п/ч ст.политрук Ю.Х.Чомаев и были ранены летчики: лейтенант Н.Н.Гороновский; и мл.лейтенанты М.Т.Забненко, А.А.Костырко, Е.П.Казанский, В.А.Середин, В.В.Гавриленко, В.П.Ануфриев. В 164-м ИАП погиб один и были ранены 9 человек из технического состава, но главной потерей было ранение командира полка майора П.С.Акуленко и его заместителя по п/с ст.политрука И.И.Егорова. В некоторых источников упоминается о том что Акуленко участвовал в воздушном бою, сбил 2 или 3 немецких бомбардировщика, после чего был ранен стрелком. Однако в документах дивизии и полка про это никаких упоминаний. После ранения Акуленко в командование полка вступил заместитель майор П.А.Глебов. Кроме того согласно сведениям о потерях известно что в воздушном бою был сбит И-153 164-го ИАП, пилот лейтенант А.И.Вернигора погиб. К сожалению про немецкие потери что то сказать очень сложно, по причине не понимания того что за подразделения принимали участие в этом ударе. В книге C.Bergstrom "Barbarossa" - The Air Battle: July - December 1941, есть схема якобы изображающая удар 26 Ju 88 из III/KG51 по аэродрому Куровицы в 4:15 по Берлинскому времени. Однако никаких ссылок на документы автор не предоставляет, поэтому этот рисунок однозначно передает весьма приближенное представление про этот эпизод...

Karan: По налету на Любачув. В истории парафии костела сказано, что налет был в понедельник. Т.е. 23 го июня, в районе полудня. 2 самолета, на бреющем полете(насколько понял польский) сбросили 4 бомбы по зданию НКВД, туда не попали, но устроили разрушения и пожар соседних.

Миша Т: Karan пишет: Ну скорее всего это были два И-153 из 62-го ШАП, больше даже теоретически некому. Ну и 100% это не специальное задание, а так совпадение, метили по каким нидь немецким телегам. Жаль подробностей нет...

Миша Т: Миша Т пишет: По поводу атаки аэродрома Куровицы, тут товарищи подкинули инфу от НКВДшников, они зафиксировали удар 4 немецких бомбардировщиков в 5:30, по Куровицам, ну и то что 2 немецких самолета были сбиты в воздушном бою...

Karan: Миша Т пишет: инфу от НКВДшников, они зафиксировали Вот интересно - а как? Ладно - Скнилов - он в черте города - а откуда инфа у них была? Особист? или местный уполномоченный? Интересная, кстати, тема. Не помню - про "скниловский десант" постили уже ранее, в курсе? Вообще, конечно, жаль - сколько мимо ездили, выйти, поспрашивать бы...

Миша Т: Karan пишет: Неправильно выразился, это инфа из донесения начальника погрануправления Хоменко в Москву. Там указано что инфа пришла из РО 6 Армии. Там же: в 5:30 два звена атаковали аэродром Женска-Русска. Там же: с 4:50 до 5:50 два самолета атаковали аэродром Микятичи. Из другого донесения, видимо из штаба 229 полка НКВД, узнаем: В 5:00 9 легких бомбардировщиков бомбили аэродром Скнилов.

Миша Т: Южнее Львова, на аэродромах близь городов Самбор, Дорогобыч и Стрый, 22 июня 1941 года базировались части вновь формируемой 63-й САД. Собственно главной ударной силой дивизии был 62-й ШАП, который с 1939 года обосновался на аэродроме у города Стрый. На аэродромы Самбор и Дрогобыч должны были быть переброшены 20-й и 91-й ИАП, однако из-за того что летные поля необходимо было расширить, эти части получили разрешение оставаться на своих старых аэродромах в р-не Проскурова и Шепетовки, до окончания строительных работ. Единственной частью переброшенной в расположение дивизии стал 165-й ИАП, прибывший из Умани на аэродром Лисятичи. Этот полк формирования осени 1940 года оставил свою технику на прежнем месте базирования и должен был уже на месте получить самолеты ЛаГГ-3 завода №31, однако производственные и конструктивные дефекты не позволили получить самолеты ни в мае, ни в июне и по этой причине в полк передали из 62-го ШАП 5 И-153 для тренировок личного состава. Ну а 62-й ШАП должен был получить новые штурмовики Ил-2, за которыми в Воронеж убыли комполка и 5 комэсков, война застала их на обратном пути, но добраться до западной Украины уже было не суждено. Утром 22 июня аэродромы от Самбора до Станислава были атакованы из района Кросно самолетами Bf109F III/JG3 и Ju 88 KG51. Собственно аэродром Калинов у Самбора и Дрогобыч были атакованы истребителями Bf109F III/JG3, которые бомбили и штурмовали оба аэродрома, в результате чего на аэродроме Калинов были уничтожены все самолеты 13-й КАЭ, а на аэродроме Дрогобыч, где не было самолетов, досталось строителям. Аэродромы Стрый и Лисятичи атаковали Ju 88 KG51, тут немецкие экипажи ждал феерический успех! з воспоминаний пилота 7/KG 51 лейтенанта Вернера Поппенбурга (Werner Poppenburg): "Через полчаса после полуночи 22 июня 1941 года ночной отдых для Вернера Поппенбурга (Werner Poppenburg) и его коллег из 7/KG 51 был окончен. Вскоре состоялся инструктаж, на котором экипажи получили приказ атаковать советские аэродромы группами по два самолета. В этих вылетах будут впервые использоваться новые осколочные бомбы СД-2, созданные специально для атак против легко-бронированных целей, таких как автомобили или самолеты. Операция «Барбаросса» началась в 03.15 часов артиллерийским ударом по советской территории. В этот момент, вся серьезность происходившего стала еще более очевидной для лейтенанта Поппенбурга и его экипажа в составе: штурмана фельдфебеля Хомфельда (Feldwebel Homfeld), стрелка ефрейтора Адриани (Gefreiter Adriani), и радиста оберефрейтера Грамберга (Obergefreiter Gramberg). Их Ю-88-е взлетали парами. Взлетевший следом за Поппенбургом оберфельдфебель Мюллер (Oberfeldwebel Muller), был опытным пилотом, он пилотировал машину с бортовым кодом 9K+GR. Целью был аэродром близ маленького городка Стрый в 160 км от границы (Видимо путает с расстоянием от аэродрома Кросно). В утреннем свете, два Ju 88-го парой пролетели над русскими деревнями уже горящими в результате обстрелов немецкой артиллерии. Из кабины Поппебург не заметил передвижения войск, казалось внизу все относительно спокойно. Неожиданной разрыв, перед его Ju-88 и появившиеся небольшие черные всплески, были огнем советской зенитной артиллерии. Оба самолета немедленно устремилась вниз, набирая скорость и оставляя позади весьма неточный огонь. Когда в поле зрения попала небольшая речка, они поняли, что достигли своей цели. «Створки бомболюка открыты — атака! - раздался приказ Мюллеру от ведущего. Круто поворачивая влево, самолет снизился. В поле зрения попали стоящие на аэродроме около 25-30 самолетов, Поппенбург вспоминал: «выстроились в два ряда, как будто они были на параде». Он прицелился по левой линии самолетов, и в этот момент, с позиций по периметру аэродрома, был открыт мощный заградительный огонь. Казалось, что русские зенитчики решили немного поиграть, прежде чем взяться за работу, Поппебурга не был впечатлен точность их стрельбы и перешел в атаку. Одновременно стреляя из переднего пулемета, в длинный ряд советских самолетов, штурман сбросил бомбы. Оберфельдфебель Мюллер, летящий рядом с самолетом Поппенбурга, одновременно «позаботился» о правой линии самолета. "Бомбы прямо в цель!", крикнул Адриани. Как пара Ju 88 развернулась для второй атаки, Поппенбург заметил, как русские пытались оттащить горящие машины в сторону. Заметив, что немцы возвращаются, они бросились в стороны в поисках укрытий. Немецкие самолеты вновь встретил сильной заградительный огонь, на который последовал ответ немцев из бортового оружия. На фоне появившейся радуги, два Ju 88 снова осыпали ковром бомб стоянку советских самолетов, и взял курс домой. Пролетая над скоплением тяжелых грузовиков, стоявших рядом с аэродромом, они не удержались и атаковали, обстреляв машины из пулеметов и сбросив оставшиеся бомбы с высоты всего нескольких метров. После того как развернулись на обратный курс, Поппенбург вдруг заметил трассирующие пули со свистом пролетающие мимо его Ю-88. К его удивлению советским истребителям удалось подкрасться незамеченным к паре немецких самолетов. Они пытались ускользнуть на бреющем полете, пока пулеметчики обстреливали русских заградительным огнем. Вскоре после этого, экипаж сообщил ему, что горящий истребитель И-16 разбился. Обстреляв еще несколько целей на маршруте, пара Ю-88 благополучно возвратилась на базу. Это было в 04:50. Поппенбург и его экипаж пережили, это был их первый боевой вылет. Другие самолеты эскадрильи скоро начали возвращаться. Однако, только две машины, пришли без повреждений. Предполагалось что, как и наша атака, без потерь завершились и действия товарищей из 8 и 9/KG 51. Однако, в эйфории после своего первого боевого вылета, Поппенбург не заметили, что многие лица уже отсутствовали". Лейтенант Поппенбурга и его экипажа в составе: штурмана фельдфебеля Хомфельда (Feldwebel Homfeld), стрелка ефрейтора Адриани (Gefreiter Adriani), и радиста оберефрейтера Грамберга (Obergefreiter Gramberg):

Миша Т: После того как развернулись на обратный курс, Поппенбург вдруг заметил трассирующие пули со свистом пролетающие мимо его Ю-88. К его удивлению советским истребителям удалось подкрасться незамеченным к паре немецких самолетов. Они пытались ускользнуть на бреющем полете, пока пулеметчики обстреливали русских заградительным огнем. Вскоре после этого, экипаж сообщил ему, что горящий истребитель И-16 разбился. Обстреляв еще несколько целей на маршруте, пара Ю-88 благополучно возвратилась на базу. Это было в 04:50. Поппенбург и его экипаж пережили, это был их первый боевой вылет. Другие самолеты эскадрильи скоро начали возвращаться. Однако, только две машины, пришли без повреждений. Предполагалось что, как и наша атака, без потерь завершились и действия товарищей из 8 и 9/KG 51. Однако, в эйфории после своего первого боевого вылета, Поппенбург не заметили, что многие лица уже отсутствовали. Из истории 237-го ШАП известно, что налет на аэродром Стрый произошел в 4:45 по Московскому времени, двумя звеньями немецких самолетов. На аэродроме располагались самолеты 108-й КАЭ 8-го механизированного корпуса и некоторое количество штурмовиков 62-го ШАП 63-й САД. Из истории 237-го ШАП (полк сформирован из 62-го ШАП): "В 4:45 минут в дежурной комнате тревожно зазвенел телефон, из города торопясь сообщают страшную весть: "два звена неизвестно чьих самолетов бомбят аэродром г.Стрый. Два звена идут по курсу на аэродром Лисятичи. Дежурный по полку воентехник 2 ранга тов. Тяжкороб по приказанию Батальонного Комиссара тов Кравцова объявил тревогу, вскочил весь лагерь. Все устремились на летное поле, туда где стояли боевые самолеты. Через две минуты вражеские самолеты начали творить свое подлое черное дело. Раздались взрывы и застрочили пулеметы. Пули со свистом трассирующие, оставляя за собой след, полетели в сторону стоянок самолетов и в сторону палаток. Многие еще не разобравшись приняли это за утреннюю тревогу но не обычную а может быть приближенную к боевой обстановке. Но как только каждый увидел воздушных пиратов с фашистской свастикой все поняли, что напали немецкие фашисты. Раздался сильный взрыв. Запылал дом в нескольких десятках метров от хранилища боеприпасов. Многим было не понятно и они возмущались этим наглым и воровским поступком фашистских бандитов. Никто и подумать не мог что так по воровски из-за угла можно совершить историческое злодеяние против страны Социализма... ...В течении дня фашистская авиация 4 раза подвергала ожесточенной бомбардировке наш аэродром. Основное стремление германских летчиков было направлено на уничтожение и вывод из строя нашей материальной части, нанесение урона личному составу. Но им полностью сделать не удалось, несмотря на сотни сброшенных мелких осколочных бомб и десятки бомб крупного калибра..." Командир 8-го МК в своих воспоминаниях недвусмысленно говорит о том что матчасть 108-й КАЭ была уничтожена на земле, судя по всему так же были уничтожены самолеты 62-го ШАП. Из рассказа Поппенбурга сложно понять какой их аэродромов атаковала его пара - собственно Стрый, или находящийся в 10-12 км северо-восточнее аэродром Лисятычи. Однако урон нанесенный советским частям, что на одном, что на другом аэродромах был весьма ощутимым. Фото из истории KG51 на которых видно с какой высота атаковали немецкие самолеты цели бомбами SD-2: В советских документах отмечены потери 62-го ШАП на аэродроме Лисятычи, а кроме того описано как немцы атаковали советские самолеты. Из донесения от 12:50 в штаб ВВС 26 Армии: "Из 53 единиц осталось 12 в воздухе, плюс 3 требуют мелкого ремонта, ранено 18, убито 2, пропало без вести 1 = капитан Компанеец". Из более поздней (время на бланке не указано) телеграммы начальника штаба 63-й САД полковника Маковского в штаб ВВС ЮЗФ: "Было исправных 7 самолетов И-153. Предполагаю отремонтировать еще четыре самолета. Имею сведения что в воздушном бою в результате столкновения, лобового столкновения погиб еще 1 самолет, следовательно в строю не более 8 самолетов... Передайте генерал-майору Ласкину что в Дрогобыче имеется четыре раненых немецких летчика с документами я еду допрашивать надеюсь получить ценные документы." Из оперативная сводки, б/н принятой в штабе ВВС ЮЗФ: "В результате атаки полностью уничтожена матчасть 108 КАЭ и 13 КАЭ, а также разогнаны все грабари на строительстве аэродромов. 62 ШАП подвергся атаке первый раз в момент объявления боевой тревоги по плану командира 63-й дивизии и в дальнейшем атакован еще два раза. Атаками ВВС противника в полку уничтожено около 45 боевых самолетов И-153, не считая учебные и тренировочные. В данное время полк располагает всего 12 самолетами И-153 и одним (неразборчиво или И-15Бис или ССС). Базируется на аэродроме Семигинуви Дулибы (пригород г.Стрый. - Прим.Авт.). Командир дивизии находится при полку связь с ним не регулярна через два промежуточных пункта. Одновременно с действиями по аэродромам противником атакованы ряд объектов в городках и на жел.дор. станциях в частности были сброшены бомбы на Дрогобыч - Борислав, Стрый, Турка, Перемышль и другие. Около 10:00 в районе юго-восточнее Дрогобыч противник выбросил парашутный десант одну или две группы численностью в 15 человек каждая, по сведениям штарма одна группа ликвидирована. По сведению постов ВНОС над районами Армии сбито в воздушных боях 5 самолетов противника, наши потери на аэродроме Стрый около 50 человек вместе с рабочими преимущественно раненные, на аэродроме Лысятичи так же имеются убитые и раненные, точное число не известно. На аэродроме Войновице один убит и один ранен из числа 74 Инж Бата. На аэродроме Калинов (Самбор - Прим.Авт.) потерь в личном составе нет, хотя самолеты в результате троекратной атаки полностью уничтожены". В донесении от 21.00 22 июня командующий ВВС 26-й армии полковник Маковский отправляет в штаб ВВС фронта в Тернополь следующие уточнения о налетах: "Уточняю данные об атаке на аэродром Лисятыче. Противник атаковал самолеты мелкими бомбами весом около 2 кг и пакетами с горючей жидкостью. Подход к аэродрому на высоте 200 метров, атака на высоте 50 метров. В среднем делают два захода. В полку убито 2 человека, ранено 23, 1 пропал без вести. Выведен из строя 41 боевой самолет. Осталось исправных 17 самолетов. В районе Городище 10 км ю-... Самбор обнаружен убитый экипаж Ю-87 в составе 4-х человек. Документами установлено что летчики недавно прибыли из Парижа".

Karan: Миша Т пишет: Передайте генерал-майору Ласкину что в Дрогобыче имеется четыре раненых немецких летчика с документами я еду допрашивать надеюсь получить ценные документы." Миша Т пишет: В районе Городище 10 км ю-... Самбор обнаружен убитый экипаж Ю-87 в составе 4-х человек. Это об одном экипаже речь или о разных?

Миша Т: Karan пишет: Я думаю про один, видимо пока ехал немцы померли...

Миша Т: Karan пишет: Встречный вопрос что за аэродром Войновице ?

Karan: Миша Т пишет: стречный вопрос что за аэродром Войновице Привязка есть? Хотя бы район - где искать?

Миша Т: Karan пишет: Самбор - Дрогобыч - Стрый - Галич...

Karan: ОК, понял.

Миша Т: Karan пишет: Понял где это - Ваневица/Ваневичи - на железке Старый Самбор - Самбор.

Миша Т: Пока несколько экипажей разбирались с аэродромами Стрый и Лисятичи, другие взлетевшие группы пролетев еще почти 100 км обрушились на аэродромы 12-го ИАП 64-й ИАД в Боушеве и Станиславе. Согласно донесению о результатах налета противника с 22.06 по 25.06.41г 12-го ИАП удар по аэродрому Боушев нанесла пятерка Ю-88, хотя учитывая построения немцев, вполне вероятно, что это были два звена немецких самолетов. Из того же документа известно что лагерь в Боушеве был поднят по тревоге в 4:50 утра, после чего техсостав начал готовить самолеты к полетам, а командир полка на И-16 вылетел на базовый аэродром в Станислав и поднял там по тревоге личный состав, который из-за выходного дня находился на квартирах в городе. Все что произошло дальше описывается очень сухо, передавая только общие данные: "Первый налет в составе пяти самолетов 5 Ю-88 был совершен В 5 часов 42 минуты по личному составу и материальной части самолетов, часть самолетов было в воздухе, часть готовилось к полетам. Потери от первого налета: Погиб начальник ТДС полка - ст.лейтенант Федотов Леонид Алексеевич, в воздушном бою погиб командир звена мл.лейтенант Бутелин Леонид Григорьевич, ранено 12 человек... Выведено из строя самолетов И-153 = 3 сгорели, 11 выведено из строя осколками бомб. И-16 выведено из строя - 2. В первом воздушном бою сбито 4 бомбардировщика Ю-88." Учитывая то что в Боушеве было 45 И-153 (1 не истр.), 15 И-16 тип 5/10, 2 У-2 (1 не истр.) и 1 ПВС-26, потери были довольно значительные, хотя конечно и не смертельные. А вот довольно серьезная заявка на воздушные победы, скорее всего имеют под собой основание. К сожалению описания этого налета и воздушного боя со стороны противника отсутствует, однако по совокупности факторов с очень большой долей вероятности, удар наносили экипажи 9/KG51, собственно из 7 потерянных в первом вылете III группой KG51 Ju 88, 5 были из 9-го штаффеля, учитывая что больше 1-2 побед в то утро над районом действия эскадры не заявлял ни один советский полк логично заподозрить в виновниках этого пилотов 12-го ИАП... Командир звена 1-й АЭ 12-го ИАП Леонид Григорьевич Бутелин. Один из самолетов, согласно различных косвенных документов и воспоминаний сослуживцев, тараном уничтожил Л.Г.Бутелин. Из сборника "В боях за Карпаты" Составитель Б.С.Венков. В НЕБЕ НАД ГАЛИЧЕМ М. В. ВЕРБИНСКИЙ, подполковник запаса: "Воздушный таран! Это прием борьбы безгранично смелых и мужест-венных. Впервые таранный удар применил в 1914 году русский лет-чик Петр Нестеров в воздушном бою близ Львова. Этот подвиг в пер-вый день Великой Отечественной войны повторил младший лейтенант Леонид Бутелин в Прикарпатье, в небе над Галичем. В одну из летних ночей, когда авиаторы крепко спали, над лагерем прозвучала команда: — Боевая тревога! На аэродроме все пришло в движение. Вмиг надев гимнастерку и застегивая ее на ходу, Бутелин побежал к самолету. Возле стоян-ки Леонида догнал запыхавшийся Владимир Ардашников, земляк и друг: — Неужели, Леня, война?! — Похоже, да... Бутелин вскочил в кабину истребителя, запустил двигатель и стал ожидать команду. Гул в воздухе нарастал. Глухо ухали взрывы бомб. Усиливался рокот моторов. Было слышно: идут чужие самолеты. Со-мнения нет — война! Самолет Бутелина, оторвавшись от земли, стал набирать высоту. Взлетели и другие истребители. Часть боевых машин осталась на сто-янках. Вражеские самолеты уже подходили к аэродрому. Вот-вот начнут сбрасывать бомбы. Техники и механики, отправив машины, с волнением смотрели в небо. Владимир Ардашников старался держать в поле зрения само-лет, пилотируемый его другом. Владимир видел, как истребитель Бу-телина приблизился к вражескому бомбардировщику. В тот же миг на «юнкерсе» вспыхнуло пламя. Бомбардировщик резко наклонился и, словно комета, волоча за собой длинный дымный хвост, упал не-далеко от аэродрома. — Молодец, Леня! — ликовал Ардашников. Тем временем Бутелин, сделав вираж, выровнял машину. Снова показался «юнкерс», державший курс на аэродром. Бутелин, не долго думая, развернул истребитель и ринулся на врага. К машине фа-шиста уже рукой подать. Бутелин нажал гашетку, но пулеметы мол-чали. Кончились боеприпасы! Фашист, успокоенный молчанием пуле-метов истребителя, шел своим курсом. Бутелин прибавил обороты мотора и догнал вражеский бомбарди-ровщик. Миг — и винт истребителя рассек хвостовое оперение фа-шистского самолета. Бомбардировщик повалился на крыло, «клюнул носом» и, кувыркаясь, грохнулся на землю. Вслед за бомбовозом упал и краснозвездный истребитель. К месту падения нашей «чайки» спешили летчики, авиационные специалисты. Самолет лежал в мягком болотистом грунте. С трудом открыли кабину. Из окровавленной гимнастерки Бутелина комиссар достал комсомольский билет. Притихшие авиаторы обнажили головы перед мужественным человеком, отдавшим жизнь, защищая родную землю. Свой подвиг Леонид Бутелин совершил в 5 часов 15 минут 22 июня — в первый день Великой Отечественной войны." Разница во времени 5:42 и 5:15 это нормально, все таки воспоминания далеко не всегда точны в деталях... Исследователь С.С.Смирнов еще в 60 годах собирал сведения о первых таранах, и приводит в своей книге "Говорят погибшие герои" письмо сержанта 12-го ИАП Алексея Шанина: "Мне думается, можно утверждать, что первым героем, совершившим первый воздушный таран в первые часы Великой Отечественной войны, был летчик-истребитель Леонид Бутелин, Вот как это было. Летчик-истребитель младший лейтенант Леонид Бутелин в 1941 году служил в 12-м истребительном авиационном полку, который базировался на аэродроме Боушев, примерно в 30 км от границы, в районе города Станислав на Западной Украине. 22 июня 1941 года наш аэродром подвергся нападению со стороны фашистов буквально в первые минуты Отечественной войны. В первый свой боевой вылет Леонид Бутелин на глазах у всего полка (воздушный бой происходил не далее чем в 500 метрах от аэродрома) на самолете "И-16", очевидно израсходовав весь боекомплект и видя, что враг (самолет "Ю-88") уходит, направил свою машину на противника и врезался в него на высоте примерно 200 метров. Самолет противника, объятый пламенем, вместе со всем экипажем глубоко врезался в землю. Неподалеку от него упал краснозвездный истребитель "И-16", похоронивший под своими обломками героя первого воздушного тарана Великой Отечественной войны Леонида Бутелина". Опять же в письме есть небольшая оплошность, все же Бутелин пилотировал И-153, тем не менее ценно что сержант упоминает что немецкие самолеты атаковали аэродром на очень низкой высоте - 200 метров, что весьма коррелирует с документами приведенными выше. Анализируя имеющиеся данные складывается примерно такая картина: В 4:50 объявили боевую тревогу, в 5:00 майор Коробков улетел в Станислав, в 5:15 видимо взлетело дежурное звено, или даже несколько звеньев. В 5:40-5:45 аэродром на бреющем атаковали 5-6 Ю-88, которые вероятно действовали парами/звеньями, возможно с разных направлений. Видимо то что немецкие экипажи подошли на низкой высоте и позволило или всей группе или первой паре/звену прицельно отбомбиться по самолетам 12-го ИАП. Ну а дальше советские истребители, которые были в воздухе, атаковали либо вторую пару/звено на подходе, либо при попытке немцев провести второй заход, что конечно мало вероятно. В воздушном бою над аэродромом и видимо во время преследования, были заявлены 4 сбитых Ю-88, ценой потери одного И-153 и пилота, реальные потери противника оценить сложно, но учитывая то что на аэродроме было 60 истребителей, а немцам без запаса высоты надо было пролететь около 200 км до границы, заявки на победы вполне реальные.

Karan: Но известном сайте выложили альбом некоего горнопеха. Странный там состав фото(по подписям): Сувалки, тут же Львов с Гродно... Одно фото "горячее" во всех смыслах. Не пойму - это Як или Су?



полная версия страницы