Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. Часть 2-я » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. Часть 2-я

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Миша Т: Karan пишет: Су-2.

Миша Т: Последними из частей ВВС ЮЗФ отгребли 86-й СБАП и 87-й ИАП 16-й САД, до них самолеты из KG51 добрались к 6 утра: «Оперативная сводка штаба ВВС 6-й армии, г. Львов, 20.00 22.6.41 г 1. ВВС 6-й армии в течение 22.6 вели борьбу с авиацией противника и воздушными десантами, не допуская их проникновения на нашу территорию, прикрывали выход частей 6-й армии к госгранице и вели разведку. 2. Части 16 САД были приведены в боевую готовность: 92 ИАП, аэродром Броды, в 4.35; 87 ИАП, аэродром Бучач, в 4.25, 86 БАП, аэродром Зубов, в 5.10; 227 ББП по имеющимся данным вылетов не имел базируется аэродром Бучач; 226 ББП по имеющимся данным до 12.00 вылетов не имел базируется аэродром Бузовая, наземный эшелон пока двигается по железной дороге. 3. В 5.00 над аэродромом Броды на Н-50 метров появилось одно звено истребителей [противника], которые произвели две атаки на самолеты, стоявшие на аэродроме. В результате были сожжены два самолета И-153, один У-2 и походная фотолаборатория; убито 2 человека, ранено 6 человек. В 5.05 в воздух была поднята одна эскадрилья. В воздушном бою сбито 2 самолета Не-111. Один наш самолет не вернулся на свой аэродром, и один самолет сел вынужденно в районе Радехов. Самолет поломан, летчик невредим. На 12.00 полк базировался на аэродромы: двумя эскадрильями — Броды, одной — Луцк, одной — Панькивцы, в готовности к действиям в составе 33 экипажей. 4. В 5.50 один — разведчик сбросил зажигательные бомбы и обстрелял огнем самолеты 87 ИАП на аэродроме Зубов. Убито 4 человека, ранен 21 человек. Полк произвел 22 самолето-вылета на патрулирование и воздушный бой. В бою сбит один самолет противника, тип не установлен. Один экипаж не вернулся с боевого задания. Полк на 12.00 находился двумя эскадрильями в Тарнополь, тремя — Бучач в готовности к боевым действиям в составе 19 экипажей. 5. В 6.00 над аэродромом 86 БАП прошло звено Ju-88 на бреющем полете и сбросило бомбы. Вторая атака двумя Ju-88 была в 6.30. Все готовые самолеты были подняты в воздух. При взлете один самолет загорелся в воздухе и упал в 4 км южнее аэродрома. В результате двух атак на земле было сожжено 4 самолета из личного… (Далее прерывается. - Прим.Авт)». 87-й ИАП практически не понес потерь в матчасти, а удар бомб юнкерса пришелся на самолеты которые были уже переданы в 255-й ИАП. Этот эпизод очень хорошо описан во многих источниках, в первую очередь маршала авиации Н.С.Скрипко: "В боевом составе 87-го истребительного авиаполка находилось 60 исправных И-16 разных серий, 4 МиГ-3, 10 самолетов И-16 готовились к перегонке в другую часть. Из 88 летчиков 71 мог выполнять боевые задачи на самолетах И-16 днем в простых метеорологических условиях и 17 — ночью. 22 июня около 4 часов 30 минут из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: "По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит пограничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность". Остававшийся за командира полка командир эскадрильи старший лейтенант П. А. Михайлюк поднял личный состав по тревоге. Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей в соответствии с боевым расписанием, а летчики-приемщики из 36-й авиадивизии — у принятых ими 10 самолетов и в свою очередь тоже запустили моторы. Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 часа 50 минут с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка к действиям по тревоге прилетел на СБ командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ю-88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных в линию самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав четвертой эскадрильи, построенный возле своего КП. Ранения получили командир эскадрильи старший лейтенант В. Я. Гавриленко, его заместитель по политической части старший политрук И. М. Мороз и другие". Если судить по воспоминаниям и мемуарам, то создается впечатление что 87-й ИАП, прямо скажем, отделался легким "успугом", однако если судить по документам, то выясняется что 22 июня 1941 года 87-й ИАП, как и его сосед 86-й СБАП от немецких атак пострадали гораздо значительнее... Из сведений о потерях матчасти 16-й АД с 22.6 по 24.6 включительно: 87-й ИАП. Сбито в воздушном бою - 3 И-16; уничтожено на земле - 9 И-16; на время выведено из строя - 13 И-16 и 3 МиГ-3. Всего к вечеру в полку осталось исправных 30 И-16 и 1 МиГ-3. 86-й СбАП. Сбито в воздушном бою - 1 СБ; уничтожено на земле - 7 СБ и 2 Пе-2; на время выведено из строя - 21 СБ и 7 Пе-2. Всего после налетов 6 и 6:30 в полку осталось исправных 18 СБ и 2 Пе-2. Как говориться результат налицо - внезапными ударами небольших групп Ju 88 снаряженных бомбами SD-2 противнику удалось нанести серьезнейший урон находившимся на огромном удалении от границы частям 16-й САД (Бучач - 270 км от Кросно, а Зубово/Трембовля 280 км соответственно.). Фактически боевой потенциал 87-го ИАП снизился в половину, а 86-го СБАП на 2/3.

Миша Т: Вернемся к началу рассказа про боевые действия над западной Украиной: "Оперсводка № 1 Генерального штаба Красной Армии на 10.00 22.6.41. В 4.00 22 июня 1941 года немцы без всякого повода совершили налет на наши аэродромы и города и перешли границу наземными войсками. 1. Юго-Западный фронт. В 4.20 противник начал обстрел пулеметным огнем наших границ. С 4.30 самолеты противника ведут бомбардировку Любомль, Ковель, Луцк, Владимир-Волынск, Новоград-Волынск, Черновцы, Хотин и аэродромов у Черновцов, Галич, Бучач, Зубов, Адамы, Куровице, Чунев, Скнилов. В результате бомбежки в Скнилове был зажжен технический склад, но пожар ликвидирован; выведено из строя на аэродроме Куровице 14 самолетов и на аэродроме Адамы 16 самолетов. Нашими истребителями сбито 2 самолета противника..." Из документов управления НКВД - 229 полк, известно что Скнилов немцы атаковали около 5 утра: "В Киев №445 22.6 10:40. 5:00 22 июня совершил налет на объект НКВД №215 (Скнилов) легкими бомбардировщиками в количестве 9 самолетов. Результате бомбардировки убито 8 военнопленных и один красноармеец 229 полка. Полковник Завьялов." Учитывая упоминания про атаку легкими бомбардировщиками, и то что в ранее озвученных доках время атаки аэродромов Русска-Женска и Куровицы указаны 5:30, а состав групп два звена бомбардировщиков, то с очень высокой долей вероятности можно сказать что первый удар I группы JG3 во главе с гауптманом Хансом фон Ханом был направлен именно на Скнилов в промежутке между 4:30 - 5:00 22 июня. Самолет командира I/JG3 гауптман Ханса фон Хана.


Kolokol: Вопрос, наверное, к Мише Т. Хоть и не "наш угол", но может, есть какие-то идеи, "что/где/когда". http://psina-zloj.livejournal.com/14956.html

Миша Т: Kolokol пишет: Вопрос, наверное, к Мише Т. Хоть и не "наш угол", но может, есть какие-то идеи, "что/где/когда". http://psina-zloj.livejournal.com/14956.html Сложно сказать, без заводского номера машины. Судя по расположению и величине номера весьма подходит к 1 ТБАП...

Kolokol: Миша Т пишет: Сложно сказать, без заводского номера машины. Судя по расположению и величине номера весьма подходит к 1 ТБАП... Дык ведь вроде как известно место гибели машины.

Ольха: Миша Т пишет: Сложно сказать, без заводского номера машины. Судя по расположению и величине номера весьма подходит к 1 ТБАП... На странице http://retrovtap.ru/?page_id=662 есть такой вариант: фотохостинг бесплатно

Миша Т: Ольха пишет: Да я тут и не так могу откозырять, у меня аварийки 1 ТБАП есть с 41 по 43 год... Только я бы понты стал кидать если знал бы заводской номер, а тут что - ну есть тактический номер и типа место падения - район Юхнов, в широком смысле... Ну давайте начнем с экипажа ст.лейтенанта Матвея Ксенофонтовича Журавлева из 1-й АЭ 1-го ТБАП ТБ-3 №22105 упавшего в р-не Юхнова 16 августа 1941 года...

Миша Т: Ольха пишет: Ваши данные может из литературной газеты или еще может там откуда, ну извините мало общего с документами имеют: Самолет №22171 был потерян в аварии утром 5:20 4.10.41, ком.экипажа капитан Ильинский, ЦАМО РФ, ф.1 ТБАП, оп,152836, д.2.

guest: Ну вот вам еще один ТБ_3 с "11": http://www.bilder-upload.eu/show.php?file=12712a-1455013859.jpg Точное место, правда, неизвестно, но фото из подборки 5 тд. Она летом-42 тоже была в райне Юхнова

Миша Т: guest пишет: Ну вот вам еще один ТБ_3 с "11": http://www.bilder-upload.eu/show.php?file=12712a-1455013859.jpg Точное место, правда, неизвестно, но фото из подборки 5 тд. Она летом-42 тоже была в райне Юхнова Этой машины довольно много фото, но как я уже и писал выше толку от этого мало. Как бы странно это не казалось но по ТБ-3 очень мало подтвержденных подписями фото, на которых видны тактические номера, которые позволили бы четко атрибутировать машины всех частей за лето 1941 года... Так что нужны заводские номера, без них понять пока, какого полка или эскадрильи машина, ну очень сложно...

Karan: Встретилось такое упоминание в рапорте 4-го АК от 30.06. Не нашел персонажа, интересно - у нас как то это отражено?

Миша Т: Karan пишет: Я немецким не владею, нет возможности в двух словах сказать о чем там речь?

Karan: Якобы этот унтер, будучи атакованным 6 истребителями, 1 сбил(тот упал в огне, воспламенил, уничтожил с огоньком - суть одна), остальные были вынуждены уйти. На чем они летали? Потом у них Рамы были, как понял, но летом 41-го - Рамы или костыли?

Миша Т: Karan пишет: Летали они уже на Рамах, я конечно попробую по документам посмотреть, но без места боя и времени сложновато конечно...

Миша Т: Примерно в 5-6 утра (вылет 02.20 - 06.40 по Берлинскому времени) 22 июня 1941 года в районе Каменец-Подольский - Хотин группа немецких самолетов 13 He 111 III/KG27 и 10 Bf109 из I/(J)LG2 выполняла задачу по атаке советских аэродромов. Однако не найдя на оных самолетов бомбы были сброшены по советским частям и лагерям в районе аэродромов. Вопрос знатокам, есть ли в доках советских частей упоминания про эти бомбежки?

Сергей Лотарев: Вопрос, в первую очередь, уважаемому Мише Т, но и остальным участникам тоже. Какие аэродромы располагались возле Судовой Вишни или Городка и подвергались ударам немецкой авиации утром 22 июня, так что из указанных пунктов это можно было бы наблюдать? Из тех аэродромов, которые упоминаются в верхней записи и ниже по ветке, подходят только аэродром Чунев и аэродром Комарно, хотя второй уже довольно далеко, около 15 км. А вот рядом с Судовой Вишней вообще ничего не вижу. Были там какие-то аэродромы?

Миша Т: Сергей Лотарев пишет: А вот рядом с Судовой Вишней вообще ничего не вижу. Были там какие-то аэродромы? Яворов и Чунев - до обоих километров по 15 и тот и другой немцы гвоздили с утра, до Комарно и Самбора далеко по 30 км, точно ничего не увидишь...

Сергей Лотарев: Миша Т пишет: Яворов и Чунев - до обоих километров по 15 и тот и другой немцы гвоздили с утра, до Комарно и Самбора далеко по 30 км, точно ничего не увидишь... Спасибо! Я вижу на схеме 8 каэ возле Городка - а где именно она находилась? Или рядом с самим Городком тоже был аэродром?

Миша Т: Сергей Лотарев пишет: Точно не скажу, думаю это два летных поля рядом Чунев - Городок, но самолеты 8-й КАЭ были переброшены в июне в Русска-Женска, так что там кроме И-16 и МиГов 28 ИАП никого не было, в отличии от Яворова, где сидели самолеты 6 КАЭ...



полная версия страницы