Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. Часть 2-я » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. Часть 2-я

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Миша Т: Да хорошие фоточки! Ю-88 из 4/(F)121 эта эскадрилья работала на штаб 5 авиакорпуса. Рама - редкий зверь на Украине, эти машины были только в 1/(Н)41 которая поддерживали 4 армейский корпус.

Миша Т: Где та западна украина : Шторьх с птицей из 5/(Н)14 - поддерживала 14 ТД, как помните Хеншель из этого же штаффеля разбирали как то.

Егор: Уже известный аэродром.


Karan: Аннотировано как Умань-Черкассы.

Миша Т: Доброго времени суток! Уважаемые знатоки подскажите что за аэродром немцы называли Ratschyn, полагаю что это в районе Дубно - Броды. Спасибо большое!

Лемзяк: У Дубно есть Рачин если на слух писать то по немецки как раз Ratschyn , правда на немецких картах он по другому пиштся Raczin

Миша Т: Лемзяк пишет: Спасибо.

Миша Т: Доброго времени суток! Уважаемые знатоки, еще несколько вопросиков по аэродромам! Нет на польских картах обозначений аэродромов у Дубно и Броды? И еще - немецкий аэродрома Модоровка у Замость, нет на польских или немецких картах? Спасибо большое!

LENKO: http://nemirov41.forum24.ru/?1-17-0-00000006-000-60-0-1433115674

LENKO: В сообщении Андрея-от 28.03.11--подана карта Дубно---там и сам Рачин--и поле под буквой D--тоже указано,но в другой трансскрипции.

Миша Т: LENKO пишет: Спасибо огромное!!!

Миша Т: Скоро на http://warspot.ru/users/187-timin-mihail/published будет моя новая статья про первый таран И.И.Иванова и боевые действия 46-го ИАП над Дубно - Млынувом 22 июня 1941 года. В качестве анонса: 46-й ИАП был кадровой частью, сформированной в мае 1938 года в первой волне развертывания полков ВВС РККА на аэродроме Скоморохи близь Житомира. После присоединения западной Украины, 1 и 2 АЭ полка перебазировались на аэродром Дубно, а 3 и 4 – в Млынув. Несмотря на то, что впоследствии в процессе оргмероприятий 1939 – 1940 годах из части периодически изымали личный состав для пополнения и формирования других истребительных полков ВВС КОВО, тем не менее, к лету 1941 года полк подошел в довольно неплохой форме, являясь, что называется «крепким середнячком». За 1940 год личный состав полка налетал 3331час 20 минут, что составляло в среднем 50 часов налета на каждого пилота. После зимнего застоя, весной 1941 года учебно боевая подготовка была резко активизирована, в результате в апреле пилоты полка налетал почти 600 часов, а в мае более - 700! Что не могло не радовать нового командира полка майора И.Д.Подгорного, назначеного в ноябре 1940 года и его заместителя капитана И.И.Гейбо, так же недавно переведенного на эту должность. Не снизился темп и в июне, с 1 по 17.06.41 года налет полка составил 426 часов 22 минуты. Надо отдать должное капитану Гейбо и начальнику штаба полка подполковнику Макарову, по сути это под их руководством полк добился весьма достойных результатов в учебно-боевой подготовке, майор Подгорный в это время находился на учебе в академии. Всего за первую половину 1941 года полк налетал 2167 часов 33 минуты (5347 посадок) и по сравнению с прошедшим 1940 годом это был несомненный прогресс. Что касается собственно боевой подготовки, то и тут командование 46 ИАП было впереди большинства других истребительных частей округа, организовав учебный процесс, так что пилоты регулярно, каждый месяц, стреляли по конусу и наземным мишеням, вели учебные воздушные бои. Всего личный состав полка произвел около 350 стрельб по конусу, и 200 по щитам, что отвечало минимальным требованиям УБП. Естественно до частей ВВС ДВФ стрелявших в 3-4 раза больше было далеко, и при таких условиях, большая часть молодых пилотов полка, не смогла бы в 1941 году должным образом освоить воздушную стрельбу, но стрелковая подготовка кадров полка были в целом неплохая. Тем более учитывая то, что часть командиров имела опыт боевых действий и вполне имели представление о том, как вести воздушные бои и сбивать самолеты противника. Командир полка майор Подгорный воевал на Халхин-Голе, комэска-3 Зверев в Испании, а заместитель командира полка Гейбо успел поучаствовать в двух войнах, совершил во время боев на р. Халхин-Гол и Советско-финляндской войне более 200 боевых вылетов, и имел подтверждено сбитые самолеты противника. К 22 июня 1941 года полк всеми подразделениями базировался на аэродроме Млынув, из-за того что на аэродроме Дубно было начато строительство бетонной полосы. Слабым звеном полка было состояние матчасти. 1-я и 2-я АЭ полка летали на И-16 тип 5 и 10, ресурс которых стремительно заканчивался, а боевые характеристики не шли ни в какое сравнение с «мессершмиттами» последних модификаций. Летом 1940 года полк согласно плану перевооружения ВВС РККА, в числе первых должен был получить современные самолеты – истребители И-200, однако из-за задержек в доводке опытных экземпляров и развертывания серийного производства на авиазаводе №1, новых машин в части так и не дождались. Вместо И-200 личный состав 3-й и 4-й АЭ полка летом 1940 года получил на вооружение И-153, взамен «устаревших» И-15бис и довольно вяло занимался освоением «новейшего» истребителя. Судя по всему перевооружение на «новейший» истребитель совсем на вдохновляло пилотов 3-й и-й 4 эскадрилий. В итоге подготовка половины частей полка вооруженных «Чайками» была вдвое слабее, показательно, что налет пилотов эскадрилий летавших на И-16 был почти вдвое больше чем у летчиков эксплуатировавших И-15 и И-153. Всего на 1.09.40 года в полку числилось 25 И-16тип5, 8 И-16тип10, 30 И-153, 2 И-15бис, 4 УТИ-4, 8 Ут-1 и 3 У-2. К 22 июня 1941 года в наличии на аэродроме Млынув было 29 И-16(из них 20 исправных) и 18 И-153(из них 14 исправных). Разница с 1940 годом была из-за того что 4 И-16 были в мае переданы в 92-й ИАП для переучивания личного состава на новые самолеты, а 8 И-153 были оставлены в Дубно на консервации (Похоже «ни в какую» личный состав не хотел принимать эту машину. – Прим.Авт.). Кроме боевых машин в распоряжении полка на аэродроме Млынув были 2 И-15бис на которых тренировались молодые пилоты перед переучиванием на И-153 и 11 учебных самолетов 5 УТИ-4 и 7 Ут-1, а так же 4 связных У-2.

Миша Т: Собственно одним из доказательств боевого настроя пилотов 46-го ИАП является случай с принуждением к посадке немецкого разведчика Ju 86, который был осуществлен флагштурманом полка старшим лейтенантом Шалуновым 15 апреля 1941 года в 2 км северо-восточнее Ровно. Это был единственный случай, когда советскому пилоту удалось бы посадить немецкий высотный разведчик, из числа выделенных «группой Ровеля» для разведывательных полетов над СССР весной 1941 года. Справедливости ради следует отметить, что немецкому экипажу пришлось снизиться из-за отказа одного из моторов, собственно поэтому Шалунову и удался перехват. Этот эпизод красочно описал в своих мемуарах генерал Гейбо: «Следователь допросил и Шалунова. Тот все честно рассказал. Он догнал нарушителя уже недалеко от границы, сразу определил, что самолет чужой. Знаками предложил следовать за ним. Но нарушитель продолжал идти своим курсом вдоль железной дороги. Шалунов повторил требование. Нарушитель опять не подчинился. - Ну я и не выдержал, - сокрушенно сказал Шалунов. - Летят, гады, как у себя дома! Вдарил. Ну они сразу вниз и прямо на пашню плюхнулись на брюхо. А что? - снова загорячился он. - Они тут шпионят, а мы их только выгоняй? Нет, надо их сажать да разбираться. А не слушаются - сбивать! - Ладно, капитан, — сказал следователь, закрывая свою папочку. — Молитесь своему авиационному богу, чтобы все обошлось. Знаете, что за такие вещи бывает? Мы с комиссаром переглянулись. Я заметил: - Капитан Шалунов — прекрасный летчик. Службу знает, авторитетом пользуется. - И в политическом отношении подкован, — поддержал меня комиссар. - Подкован, говорите? — хмуро спросил следователь. — Смотрите, как бы перековывать не пришлось. Никто из нас даже не улыбнулся… …в мае, всему полку выступить в лагеря, поближе к государственной границе. Начались обычные организационные хлопоты. Так и забылось это происшествие. Только мы с комиссаром время от времени вспоминали о нем и говорили Шалунову: - Ну что? Молишься авиационному богу? Тот по-прежнему отмалчивался…» Собственно практически во всех донесениях составленных по этому инциденту отмечается то что ст.лейтенант Шалунов огня по немецкому самолету не открывал, однако в журнале учета нарушений немецкими самолетами границы управления ПВО в записи посвященной происшествию так сказать по горячим следам, указано, что по результатам осмотра Ю-86 обнаружены 5 пулевых пробоин: 2 в хвостовой части самолета и 3 в капоте мотора. Сейчас точно установить стрелял советский летчик или не стрелял уже невозможно, однако никаких оргвыводов для ст.лейтенанта не последовало, буквально через несколько дней, в связи с переходом частей ВВС на новые штаты, он прошел переаттестацию и был назначен командиром 1-й эскадрильи 46-го ИАП. Командир 721-го ИАП капитан Шалунов не вернулся из боевого вылета 7.08.1942г.

Karan: Миша Т пишет: в журнале учета нарушений немецкими самолетами границы управления ПВО в записи посвященной происшествию так сказать по горячим следам, указано, что по результатам осмотра Ю-86 обнаружены 5 пулевых пробоин: 2 в хвостовой части самолета и 3 в капоте мотора. Самолет вернули?

Karan: К ишаку относится, скорее всего, левый нижний задник. Млынов.

Миша Т: Karan пишет: Да там в подборке вроде и еще фото там где два УТИ-4 стоят было?

Миша Т: Karan пишет: Там скорее обломки чем самолет... Нет конечно, там и пилоты то по моему в Львове сидели вплоть до начала войны...

Karan: "Рата" такая "рата"... Неужели Р-10 не было в справочниках? У зенитчиков они отдельно проходят.

Миша Т: Karan пишет: Да им походу что Педро что Хуан - пофиг...

Сергей Лотарев: Karan пишет: "Рата" такая "рата"... Неужели Р-10 не было в справочниках? У зенитчиков они отдельно проходят. Для подписи на фотографии в семейный архив простого солдата или даже офицера и "Рата" сгодилась бы, конечно. Тебя же не удивляют 92-тонные и 72-тонные танки в подписях, хотя они тоже были в справочниках, и для сухопутных войск были актуальнее, чем Р-10.



полная версия страницы