Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. Часть 2-я » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. Часть 2-я

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Karan: Миша Т пишет: Уже получили сообщение что аэродром Скнилов подвергся бомбардировке. Все знали, что началась война, но в то же время не хотелось этому верить. Миша Т пишет: Прибежали, опробовали самолеты, но никто толком не знал, что делать, т.к. все в недоумении были, учебная тревога или боевая. Через несколько минут со стороны Львова появились 9 бомбардировщиков. Собственно, как и на земле. Тоже самое отмечено в ЖБД 15 танкового полка. Самолеты противника замечены на обратном от цели пролете. И потом - гнев, кипеш, митинг с речью Молотова на тему "Вот оно чо, Михалыч!"....

Миша Т: А мы продолжаем. Теперь перейдем непосредственно к участникам боя, одним из которых был будущий Герой Советского союза Е.М.Горбатюк, в тот момент зам.командира 3-й эскадрильи 28-го ИАП: "С 28-м полком я и встретил первый день войны. Началось все это это интересно, неожиданно. Мы были в лагерях, часть летчиков отдыхали дома. Командир полка Осадчий, как раз за несколько дней ушел из полка. На рассвете, по тревоге звук которой позапустили и выключили, - думали обычная учебная тревога. Но потом, чувствую по настроению, что-то не то. Мечется Черкасов, подполковник (Новый командир полка - прим.Авт.), - "взлетать!" Первым со всего аэродрома я взлетел. Вылетела нас пятерка, сборная со всего полка, приказ нам дали идти к границе. Я еще понятия не имел что война. Прилетели на границу - все горит. Тут кое-что начал понимать. Впервые набрался смелости перелететь через границу. Полетали мы там, зашли поглубже. Походили по линии фронта. Видим, горит все подряд, очень много войск с обоих сторон. Шли напряженные бои. Я решил, что все это. - пограничный инцидент, сразу в голове не укладывалось, что началась война. Вернулись чтобы доложить об этом. Но на аэродроме уже знали, что не инцидент, а война. Дозаправились и снова взлетели для штурмовки вражеских войск. Но только успел набрать высоту 500 м как прошла атака Мессершмиттов. Я их сразу узнал, вижу - заходят на аэродром. А ведомые мои сначала не понял, кто это такие. Я оторвался от них, повернул самолет, а они уже гуськом цепочкой, заходят штурмовать аэродром. Я по первому не успел свалиться, но свалился по второму. И хорошо свалился, на пикировании на предельной скорости - аж в глазах темно -до самой земли, догнал его и угробил - он врезался в лес. Пулеметы у меня были замечательно обстреляны - самолеты МиГ-и мы только что получили и только-только ввели в строй, - все было новенькое. Но когда я стал выводить из пике, все на той-же огромной скорости, прямо мне в лоб сваливается их ведущий. Только я хотел очередь дать, как он по мне - из пушек, я понял на зарядные ящики. Свернул мне плоскость - дырочку сделал потом у меня снаряды взорвались. Машина неуправляемая. С грехом пополам сел..." Заместитель командира 3-й эскадрильи 28-го ИАП старший лейтенант Евгений Горбатюк Рассказ Горбатюка интересно сравнить с Рапортом о воздушной победе, подписанном фельдфебелем Хеесеном из 2/JG3, он бы в числе одиннадцати пилотов 1-го и 2-го штаффелей возглавляемых командиром 1/JG3 оберлейтенантом Р.Олейником, которые и атаковали аэродром Чунев: "22.6.1941 в 03:35 я стартовал в паре Bf 109 с бомбами в звене оберлейтенанта Олейника. Через полчаса летного времени мы заметили у Grodek одиночную машину. Оберлейтенант Олейник развернулся на нее и приказал мне сбросить бомбы на аэродром Grodek. Пикируя, я видел стартующие с аэродрома машины. Я сбросил бомбы, прицелился в заднюю машину и поджег ее очередью. Заваливаясь на левое крыло, она начала падать, а пилот выпрыгнул с парашютом. Я не мог наблюдать, как она упала на землю, так как отвернул, заметив, что остальные машины разворачиваются на боевой курс в мою сторону." Командир 1/JG3 Оберлейтенант Роберт Олейник. Вот теперь имея данные обоих сторон мы можем примерно понять как начался бой. Не только Горбатюк заметил противника, немцы судя по всему именно его МиГ-3 идентифицировали как "одиночную машину". Горбатюк очевидно смог развернуться и попытался помешать немецкой атаке, но видимо когда он спикировал на заходящие в атаку немецкие штурмовики, его на встречном курсе перехватил оберлейтенант Олейник. Самолет Горбатюка получил фатальные повреждения и ему с трудом удалось совершить посадку на живот. Рассказ про сбитый мессершмитт надо воспринимать как попытку скрасить в целом не удачный для себя эпизод. Хотя в общем то в той ситуации Горбатюк сделал все что мог, он попытался отбить атаку и дать возможность своим товарищам набрать высоту. Другое дело что и его противники были стрелянными воробьями. Немцы заметили МиГ советского пилота возможно еще раньше чем он их, не факт что они стали бы его атаковать если бы советский пилот продолжил свой полет, но так как он развернулся и перешел в атаку, то участь его была решена. Опытнейший Роберт Олейник профессионально отработал на встречном курсе. Горбатюку собственно повезло, он отделался потерей машины и легким ранением. А вот одному из ведомых Горбатюка, мл.лейтенанту Александру Максимовичу Шахраю не повезло, его гибель описал в своем интервью старший политрук Фурман: "Вот например лейтенант Шахрай. Прилетает с боевого задания и, не отдыхая, просит другую машину, чтобы пересесть и снова лететь. Он не дрогнул ни перед какой опасностью. В воздушном бою ему подожгли самолет. Он принял все меры, что бы спастись, приложил все свое умение. Своевременно выпрыгнул с парашютом, но парашют загорелся и он разбился. ...Шахрай очень любил Горбатюка, всегда хотел с ним лететь. Я с вам товарищ лейтенант полечу." Учитывая упоминания про раскрывшийся парашют, 99% того что Шахрая сбил именно фельдфебель Хеесен...

Миша Т: Karan пишет: Поясню почему - хочу вопрос тебе задать - скажи - у нас в документах значится где-либо налет парой/тройкой самолетов на Любачув 26 июня с целью уничтожения архивов НКВД в его же здании? Так на вскидку не скажу - смотреть надо.


Karan: Миша Т пишет: Так на вскидку не скажу - смотреть надо. Я тоже посмотрю - либо сниму, либо отсканирую - поляки, а инфа от них - очень детально описывают. Вплоть до направления захода на сброс.

Миша Т: Karan пишет: Я тоже посмотрю - либо сниму, либо отсканирую - поляки, а инфа от них - очень детально описывают. Вплоть до направления захода на сброс. ОК. Первая фаза боя закончилась вроде бы не в пользу советских пилотов, взлетавшие самолеты 3-й эскадрильи были атакованы немцами на взлете, при этом два самолета были сбиты, погиб один и был ранен второй пилот. То что в рассказах Горбатюку и Шахраю приписывают по одному сбитому Ме-109 не подтверждается не только немцами, но и документами 28-го ИАП и 15-й САД о победах. Однако судя по всему в воздух поднимались как минимум машины двух эскадрилий 3-й и 1-й, нескольким советским пилотам удалось взлететь и они попытались перехватить инициативу и уничтожить самолеты противника. Вот как рассказал об этой фазе боя еще один участник, заместитель командира 1-й эскадрильи по политчасти ст.лейтенант К.Г.Федотов: "22-го июня мы проснулись неожиданно. С вечера рассчитывали на воскресный выходной день. Часа в 3 утра нам сообщили, что бомбили Львов. Мы стояли от него в км. 40 ближе к границе. Одно дежурное звено вылетело туда до тревоге. А остальные спокойно, не ожидая ничего, готовили материальную часть. Как-то не верилось, -не даром говорится что гром не грянет, мужик не перекрестится. Но не успело наше дежурное звено вернуться из Львова, как приходят к нам мессера, начинают сбрасывать бомбы и поливать из пушек и пулеметов. Тут уже поняли "Да, товарищи, вроде как война". Летний состав немедленно садится по самолетам и под ураганным огнем штурмующих самолетов противника начинает взлетать. Над аэродромом завязался воздушный бой. Мессеров было штук 9-10, нас шестеро. Ощущение у нас было одно - все были просто возмущены их беспредельной наглостью. Было одно желание - не щадя ничего, от платить им и для этого мы лезли на рожон. Летчики проявляли очень много дерзости. Молодой летчик Черчиль сбил одного 109-го. Другого сбил Подпрятов. Он дрался отчаянно. Его зажала пятерка Мессеров, но он шел в лобовые атаки один против пятерых, прорвал кольцо, разогнал их и не дал им штурмовать. Один самолет он сбил. Это был его первый воздушный бой." Заместитель командира 1-й эскадрильи по политчасти ст.лейтенант Константин Григорьевич Федотов. Учитывая то, что Федоров был непосредственно участником боя, его воспоминания очень ценны, они дают нам понять какой ценой взлетевшие советские пилоты смогли переломить ход этого боя, один эпизод с каруселью с мессерами заместителя командира 1-й эскадрильи лейтенантом А.П.Подпрятова чего стоит. Если его зажали аж 5 мессеров и он с трудом отбился, то дело было довольно кисло для советских пилотов, и как не горели они ненавистью, но для того что бы противостоять такому сильному сопернику одной ярости было мало. В принципе Федоров косвенно это признает: "В первые же дни обнаружилось,что наши летчики не поняли тактику врага. А тактика его заключалась в том, чтоб бить поодиночке. Наша большая ошибка была в том,что мы слишком увлеклись воздушным боем и отрывались от группы, пускаясь в чрезмерное преследование противника. Благодаря этому мы несли потери. В первый же день сразу было заметно, что немецкие летчики обладали хорошей подготовкой, имели боевой опыт: у них быт правильная организация штурмовки, хороший строй цепочкой, который у нас сейчас применяется, потом, надо при знаться, машины у них хорошие. К тому же и бой происходил на низкой высоте, где преимущество на их стороне. По всему было видно, что летчики их были подобраны ассы..." Однако видимо по тем же причинам, что и Горбатюк, он не упоминает о потерях, а говорит исключительно про успехи: "Все же в этом первом бою мы сбили 2-х 109-ых, своих никого не потеряли." Тем не менее упомянутый в его рассказе пилот 1-й АЭ мл.лейтенант Григорий Тимофеевич Черчиль не вернулся из боевого вылета. Судя по немецким данным его сбил фельдфебель Лют. Вышеупомянутый лейтенант Подпрятов так же не вернулся на свой аэродром, однако в отличии от мл.лейтенанта Черчиля он не был сбит, просто после тяжелого боя с мессершмиттами судя по всему потерял ориентировку и сел на другом аэродроме. Про это написал в своем интервью ст.политрук Фурман: "Был у нас командир звена - лейтенант Подпрятов. В первый день войны он вылетел и не веснулся на аэродром Все мы думали в тот день о его судьбе. Только перед вечером 23-го, смотрим, летит каком-то МиГ. Сделал круг над аэродромом, посадил машину, подруливает. Все сбежались к нему. Оказывается - Подпрятов. Тут-же его окружили, техники, собрались, мотористы. Он вылез, рассказал, что его зажали Мессера, он ушел от них на высоту, а потом не хватило у него горючего и он должен был сесть на вынужденную."

Karan: А что за мины сбрасывали немцы?

Миша Т: Karan пишет: SD-2 поставленные на замедление.

Миша Т: Как говориться шила в мешке не утаишь, и судя по свидетельским показаниям, несмотря на решительность и личную храбрость пилотов, 28-й ИАП понес в воздушном бою в 5 утра над аэродромом Чунев тяжелые потери, причем кроме вышеупомянутых сбитых Горбатюка, Шахрая, Черчиля и севшего на вынужденную Подпрятова, вполне вероятно что на взлете, пушечно-пулеметным огнем или от взрыва бомбы был уничтожен еще один самолет и погиб еще один пилот - мл.лейтенант Борис Александрович Русов. К сожалению в неполных списках полка, которыми я располагаю, его фамилии нет, поэтому я даже не могу определить из какого он был подразделения. Кроме того его не упоминают ни один из военнослужащих полка дававших в 1942 году интервью. Возможно именно о его гибели говорил политрук Алейников: "При взлете, один летчик и один техник были убиты, но остальные машины поднялись." ст.политрук Фурман упоминает при этом имя погибшего техника, но к сожалению ничего не пишет про пилота: "Я начале войны был инструктором пропаганды полка. С вечера 21-го июня, мы ничего не подозревал», играли в волейбол. Тут баян, там радиола, громкоговоритель. Аэродром освещен. Погода такая красивая. весело было, мирная жизнь кипела. Заместитель командира полка по политчасти /тогда комиссаров не было/ как раз отсутствовал, был в командировке в Москве. Я его заменял. Ночью просыпаюсь от сигнала тревога. Я так и подумал что учебная. Думал только, чтобы быстро одеться и явиться ни аэродром. Прихожу, вижу стоит заместитель командира дивизии - подполковник Кулдин, и его присутствие еще раз подтверждает мои мысли, что тревога-учебная. Только я пришел, летчики уже запускают моторы. Потом последовала команда "Выключить моторы." И вдруг, прибегает посыльный из штаба, у него жуткий вид. Спрашивает у меня, где командир полка, я говорю "В чем дело?" Он отвечает - "Скнилов разбомбили!" - а это окраины Львова там аэродром. Я не поверил. Не думал, что бы без предупреждения могло государство пойти на такое. Я ему показал, где командир полка, а сам пошел в 4-ю эскадрилью. Тут из-за солнца появляются 8 Мессершмиттов и начинают штурмовать аэродром. Летчики немедленно, под огнем начинают взлетать. Техник Скачков, не струсил, сопровождая свою машину под градом пуль. Пуля попала ему прямо в сердце, он погиб, это была наша первая жертва. Мы принесли его в лес, я поглядел на него и почувствовал огромную ненависть к врагам. И весь народ также переживал эту жертву. В этот день мы его и похоронили." Тем не менее даже три сбитых МиГ-3, тем более учитывая то что погибли, как минимум два пилота, очень тяжелая потеря, и бодрые реляции в истории полка, конечно не выдерживают никакой критики. Отметим что лейтенанту Подпрятову действительно засчитали один сбитый над Чуневым Ме-109, что естественно не подтверждается немецкими данными. Кроме того упомянутый второй сбитый пилотами 1-й эскадрильи "мессершмитт" действительно был засчитан, только не погибшему мл.лейтенанту Черчилю, а ВРИО комэска ст.лейтенанту Д.И.Илларионову. К сожалению и эта заявка на победу не подтверждается немецкими данными. Собственно ничего удивительного в случившемся нет, кроме объективных причин, сыгравших в то утро против пилотов 28-го ИАП, как то: - невнятная позиция советского руководства, Директивой №1 поставившего личный состав в состояние полной прострации. - отсутствие прикрытия аэродрома зенитной артиллерией. - отсутствие части кадрового состава, в том числе комэсков; - большое количество неисправной матчасти, так из 52 МиГ-3 в боеготовом состоянии были лишь 36 самолетов; - слабая подготовка пилотов на МиГ-3, личный состав отрабатывал технику пилотирования, к воздушной стрельбе и воздушному бою успели приступить только часть кадрового состава. - прекрасная летная и тактическая подготовка немецких пилотов, к тому же имевших в массе боевой опыт. - превосходство Bf 109F над МиГ-3, особенно в бою на низкой высоте. - численное превосходство, немецкая группа назначенная для атаки аэродрома Чунев изначально была сильной и насчитывала 11 Bf 109F. Кроме вышеперечисленного было еще и банальное невезение. Ведь первые вылеты самолетов полка были произведены еще до начала налета, пятерка ст.л-та Горбатюка летала в направлении Рава-Русской, а другая группа машин патрулировала над Львовом. Эти две группы успели вернуться, и частично подготовиться к следующему вылету. Собственно начни пилоты полка старт минут на пять раньше и вполне вероятно немецкую группу встретил бы над аэродромом не взлетающие по одиночке самолеты, а большая группа МиГ-3, учитывая то что немцы летели на малой высоте, шансы у советских пилотов отразить этот удар были бы вполне реальные, но к сожалению повезло в том бою пилотам Люфтваффе. Причем надо отметить что немецкие пилоты действовали расчетливо и хладнокровно. Сначала они нейтрализовали летевшего выше Горбатюка, и сбросили бомбы на летное поле. Далее вместо того чтобы по быстрому убраться восвояси, они еще и затеяли над аэродромом карусель, отстреливая пытавшихся атаковать их советских пилотов, это надо признать было проявлением большого мастерства. Судя по всему из боя они вышли только по причине того что у них заканчивался боезапас, да и от Чунева до аэродрома I/JG3 Дуб было около 100 км. Благодаря личному мужеству пилотов 28-го ИАП, которые несмотря на исключительно тяжелые условия боя, несомненно удалось сорвать прицельное бомбометание и эффективную штурмовку противником аэродрома Чунев, однако платой за это стали тяжелые потери 28-го ИАП в воздушном бою.

Миша Т: Разбитый Ли-2 № 2101, на аэродроме Чунев, это самолет на котором прилетела из Москвы группа проверяющих из упр.ВВС КА. Это видимо был единственный уничтоженный немцами в первом налете самолет на земле:

Karan: Миша Т Карта на скане - оригинал? Откуда у ВВС такой раритет?

Миша Т: Karan пишет: Да, оригинал - незнаю даже - вся сеть ВВС КОВО на ней!

Karan: В тему SD-2. Противники ВВС РККА. Редкой конкретности подпись.

Миша Т: Karan пишет: В тему SD-2. Противники ВВС РККА. Редкой конкретности подпись. Мега круто!!! Спасибо!

Karan: Karan пишет: у нас в документах значится где-либо налет парой/тройкой самолетов на Любачув 26 июня с целью уничтожения архивов НКВД в его же здании? Уточню по полякам, но 1 гпд отметила налет на Любачув 23-м июня.

Миша Т: Karan пишет: Уточню по полякам, но 1 гпд отметила налет на Любачув 23-м июня. Надо смотреть, 62-й ШАП, 66-й ШАП, 23-й и 28-й ИАП могли.

Миша Т: Миша Т пишет: Еще раз глянул, единственный кандидат налета на Лобачув - это 62-й ШАП, 66-й ШАП в тот день атаковали немецкие войска наступавшие из района Рава-Русская и Кристинополя на Великие Мосты и Жолква.

Миша Т: Изучив документы частей 15 САД и воспоминания участников событий пришел к выводу что пилоты Stab и 3/JG 3 вероятнее всего атаковали либо аэродром Русска-Женска либо Скнилов, собственно только в Русска-Женска можно было найти действительно большое количество самолетов, как это описано в воспоминаниях фон Хана. В Скнилове самолетов было тоже не мало, но они в основном стояли в ангарах, а на летном поле было совсем не так много. Пойдем дальше, дислоцированная в районе Кросно, а-м Модеровка III/JG3 действовала западнее, целью ударов ее "мессершмиттов" вооруженных бомбами SD-50 стали аэродромы Самбор и Дрогобыч. Немцы стартовали примерно в 4:00 по Берлинскому времени и отутюжили советские аэродромы, в частности на аэродроме Калинов (Самбор) были уничтожены все самолеты 8-й КАЭ. Немного раньше, около 3:50-3:55, с аэродрома Хостунне (Hostynne) стартовали машины Stab и II/JG3, их целью, судя по косвенным данным стали аэродромы восточнее Львова. К сожалению точных указаний нет, в истории группы без конкретных указаний написана что целью были аэродромы в районе Львова. Однако заявка на победу командира группы, а так же сведения из летной книжке пилота 4-го штаффеля унтер-офицера Вернер Лукас (Uffz. Werner Lucas) позволяют предположить что самолеты группы атаковали советские аэродромы восточнее Львова.

Миша Т: Судя по всему один из самых основных ударов был нанесен по аэродрому Адамы на котором базировался 23-й ИАП 15-й САД. Судя по советским данным в этом налете участвовали 6-8 Ме-109. Собственно полк, как и другие части 15-й САД был приведен в состояние боевой готовности в 4:00 по Московскому времени, но отсутствие прямых указаний командования о начале боевых действий сыграло злую шутку. Первыми примерно в 4:20 над аэродромом появились самолеты 3 Хе-111 из III/КG55 экипажи которых отметили на летном поле аэродрома до 80 советских самолетов. В ответ на эти действия в воздух были подняты самолеты полка, которые однако не смогли атаковать самолеты противника. Вспоминает зам.комэска ст.лейтенант И.В.Поляков: "В первый день войны мы проснулись от сигнала тревоги. Побежали на аэродром, но думали, что тревога учебная. Стали приготовлять машины к вылету, и вдруг прямо над нами появляется Ю-88. Я его сразу узнал, так как знал их хорошо еще по Испании, где я был в правительственной командировке. Как только он начал бомбить нас, я сразу понял, что очевидно, началась война. А я как раз оставался за командира эскадрильи. Поднял девятку свою на прикрытие аэродрома. Юнкерс тут улетел, а мы девяткой МиГов начали патрулировать над аэродромом. И как нарочно, только срок патрулирования кончился, сели мы, приходит восьмерка стодевятых и начинает штурмовать аэродром. Мы все - таки успели заправиться и снова взлетели. Меня тут на взлете подбили. А остальные завязали воздушный бой. Он происходил над Буском. Мессера становились восьмеркой в вираж, а наши, - летчики все были молодые, неопытные (Гуляков, например, первый год летал) - бросаются на них кто куда. Каждый действовал на свой страх и риск - сам выбирал себе цель и атаковал ее. Тактики немцев не знали. Основной нашей тактической ошибкой в в первые дни войны, было отсутствие взаимной выручки. В этом первом бою Задворянского у нас сбили из-за этого. Гуляков тоже погнался за одним стодевятым, оторвался от своих, и надо Львовым его сои зенитки сбили. Немцы делали на наш аэродром массированные удары. Вначале посылали бомбардировщикиков, а потом приходили мессершмитты, что бы атаковать самолеты при заправке."

Миша Т: В довольно интересном рассказе ст.лейтенанта Полякова закрались небольшая неточность относительно потерь, так как ст.лейтенанты Гуляков и Задворнов были сбиты 23 июня. Кроме того ст.лейтенант Гуляков вовсе небыл новичком, он был опытный пилот, штурман эскадрильи. Но в целом рассказ вполне ложиться в описание боевых действий полка, как в полковых, так и в дивизионных документах. Так в "Докладе по итогам боевой работы частей 15 САД за период с 22 июня по 30 июля 1941 года" описывается первый налет: "В 4:30 22.6.41 всем частям 15 САД была объявлена боевая тревога. 23 ИАП, дислоцирующийся на аэродроме Адамы, после объявления тревоги, поднял в воздух 10 самолетов для прикрытия аэродрома. Остальные самолеты находились на аэродроме в готовности №2 и вылетели только при налете противника. В результате часть боеготовых самолетов были застигнута на земле и подверглась бомбардированию и пулеметно-пушечному обстрелу." Далее в том же докладе содержаться "Сведения о боевых действиях 23 ИАП с германским фашизмом с 22.6.41г. по 14.7.41г.", там содержаться некоторые подробности первого налета: "22.6.41г. при налете авиации противника на аэродром были сброшены во время первого налета 18 бомб и обстреляны пулеметным огнем, в результате чего было уничтожено и повреждено 12 самолетов, остальные самолеты к этому времени были в воздухе и действовали по отражению авиации противника на аэродром." Как говориться почувствуйте разницу! Оказывается противнику в результате этого нападения удалось уничтожить и повредить 12 самолетов полка, при этом судя по рассказу ст.лейтенанта Полякова все выглядело примерно так же как над аэродромом 28-го ИАП, немцы сначала сбросили бомбы, а потом встали в круг и штурмовали матчасть пулеметно-пушечным огнем. Взлетавшие советские самолеты действовали по одиночке и при попытках атаковать противника сами попадали под огонь немецких пилотов... Командир эскадры майор Лютцов (Maj. Günther Lützow) и офицер штабного звена II/JG3 оберлейтенант В.Дахль (Oblt. Walther Dahl) заявили в 4:30 по Берлинскому времени победы над И-18 восточнее Львова. Судя по всему их жертвами стали ст.л-т Поляков, выполнивший вынужденную посадку и мл.лейтенант П.В.Романов, который получил ранение в ногу, но смог покинуть самолет на парашюте... Советские пилоты не остались в долгу, из тех же "Сведения о боевых действиях 23 ИАП" известно что в первом налете летчик дежурного звена мл.лейтенант Мурашко сбил Ме-109: "Мл.лейтенант Мурашко - молодой летчик, будучи в дежурном звене 22.6.41г. 1-й вылетел на отражение самолетов противника, сбил один самолет недопустил его к аэродрому." В ЖБД полка указано что Ме-109 сбитый Мурашко упал в районе Бауска.

Миша Т: Самолет командира JG3 майора Гюнтера Лютцова:



полная версия страницы