Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. (Часть 2-я) » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. (Часть 2-я)

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

АЗК: Миша Т вопрос: На 22.06.1941 г. при общевойсковых армиях были свои штабы ВВС? Где то читал о не эффективном использовании авиации на Юго-Западном фронте, когда авиация приданная 5-й армии зашивалась, их коллеги из 6-й и 26-й армии отдыхали.

Егор: Скачал еще одно дело по 5 армии, вечером (или завтра) выложу. Есть интересное.

Миша Т: АЗК пишет: На 22.06.1941 г. при общевойсковых армиях были свои штабы ВВС? Где то читал о не эффективном использовании авиации на Юго-Западном фронте, когда авиация приданная 5-й армии зашивалась, их коллеги из 6-й и 26-й армии отдыхали. Ну это такой стереотип - его ввели в оборот в смутное время так как не могли логически объяснить причины поражения наших ВВС в 41 году: - типа то что у нас было разделение на фронтовую/армейскую/РГК это и было одной из основных причин поражения, а вот когда в 42 году создали Воздушные Армии тут уж наваляли проклятым немцам по самые не балуйся! К сожалению это совершенно не так - штабы ВВС Армий были совершенно не способны управлять действиями соединений и частей, для их укомплектования не хватало ни кадров ни оборудования - поэтому "де факто" не было ни какого разделения - действиями всех ВВС ЮЗФ руководил командующий ВВС фронта, все остальные в лучшем случае донесения и оперсводки писали... Мы немного выше обсуждали этот момент по моему...


Егор: Донесение штаба 5 армии в штаб ЮЗФ от 25.06.1941 г., начинающегося с энергичной критики ВВС:

Миша Т: Егор пишет: Скачал еще одно дело по 5 армии, вечером (или завтра) выложу. Есть интересное. Конечно интересно!

Егор: Переговоры штаба 5 армии со штабом ЮЗФ, из которых следует, что, для штаб армии использовал штаб 14 САД как узел связи:

Миша Т: Егор пишет: Переговоры штаба 5 армии со штабом ЮЗФ, из которых следует, что, для штаб армии использовал штаб 14 САД как узел связ Спасибо! Еще бы понять за какой день переговоры...

Лемзяк : Миша Т пишет: Спасибо! Еще бы понять за какой день переговоры... Эти переговоры состоялись во второй половине 23.06.1941. Штаб 5А какраз переехал из под Ковеля за Луцк.Владирир-Волынский ещё не оставлен.87 сд ешё не окружена.Приказ командира 5А №3 о контр ударе из леса сев войницы на Владимир Волынский ешё не вышел.Пока планируется удар двух дивизий 22 Мк совместно с 87 мд от Влвдимира на Устилуг.Упоменается что две дивизии 22-го МК с утра 23.06 из Кивирец вышли а куда дошли к времени переговоров(ориентеровочно после 14 00) не известно.

Егор: Миша Т пишет: Спасибо! Еще бы понять за какой день переговоры... Лемзяк пишет: Эти переговоры состоялись во второй половине 23.06.1941. Спасибо! К сожалению, почти все переговоры в деле не имеют даты, приходится угадывать по событиям. Утром 24.06.1941.

Лемзяк : Егор пишет: Утром 24.06.1941. Да утро 24.06 притом второй и третий лист перепутаны местами.На подвиге Есть ещё одно дело с этимиже переговорами .Есть также очень эмоциональное указание Жукова Потапову по итогам этих переговоров.

Егор: Лемзяк пишет: притом второй и третий лист перепутаны местами Ну, я их выложил уже в правильном порядке. Лемзяк пишет: На подвиге Есть ещё одно дело с этимиже переговорами . А что за дело?

Миша Т: Спасибо большое!

Миша Т: Разбирал сегодня а-м Скнилов - многое стало понятно, но и основные вопросы осталось без ответов... На аэродроме немцы фотографировались преимущественно вблизи вот этого ангара с наружной конструкцией несущих элементов перекрытия и двухэтажным белым пристроем: Со стороны административного пристроя видны ряды построек - возможно это небольшие ангары или гаражи... К сожалению из-за плохого качества фото и отсутствия аэрофотосъемки трудно понять расположения характерного ангара на поле и вообще количества ангаров, так как возможно такой ангар был не один, например на этом фото сгоревшего МиГ-3, на заднем плане хорошо видно характерную крышу ангара, причем за ним располагается довольно большая труба - которой не заметно на предыдущих фото... Возможно что это другой ангар на противоположной части летного поля, а небольшие строения с другой стороны сгоревшего Мига это строения около "нашего" ангара? На не скольких фото то же видно характерный ангар(ы)? Но понять какое здание сфотографировано сложно: Схема мало помогает нужна аэрофотосъемка...

Миша Т: Если по расположению ангара есть серьезные вопросы, то по расположению самолетов вроде бы все понятно, они находятся с "торца" характерного ангара, их достаточно много на фото видны И-153, И-15бис, И-16, УТИ-4, МиГ-3 и У-2: Это практически все списанная матчась 23, 28 ИАП и 66 ШАП (за исключением МиГ-3 - 7 самолетов входили в составе курсов командиров звеньем 15 САД и были уничтоженны 22 июня немецкими самолетами). Номеров и ОЗ не видно - это понятно самолеты еще до захвата аэродрома длительное время стояли под открытым небом и возможно подвергались канибализму, с целью использования дефицитных запчастей... Но очень обидно, к сожалению понять какие ОЗ были у самолетов 23, 28 и 66 полков пока невозможно... Ну и серый И-153 с обгоревшей хвостовой частью - у него то же как назло уничтожены те части на которых номера писали, стоит он, судя по всему или с другой стороны ангара - или у другого ангара:

hush: Миша Т пишет: Разбирал сегодня а-м Скнилов Ув. Миша Т, а на 22.06.1941 во Львове, кроме Скниловского (1), были еще аэродромы? На карте 1944 есть Левандовский (2). Или все фото 100% с а-ма Скнилов? Спасибо.

Миша Т: hush пишет: Или все фото 100% с а-ма Скнилов? Да 100% Скнилов - часть фото с 1939 года, на этой серии тот самый ангар, причем снаружи и изнутри: Еще одна серия:

Karan: Сколько там всего самолетиов было? Как тогда выглядели Куровицы с их сотней?

Миша Т: Karan пишет: Сколько там всего самолетов было? Как тогда выглядели Куровицы с их сотней? Да не - самолетов не так много, просто в куче стоят... 3 МиГ-3 (всего на курсах 7 было), пару RWD-8 видно вполне исправных со звездами, ну а остальное это просто свалка пара И-153, 1-2 УТИ-4, 4-5 И-15бис, 5-6 У-2, ну и парочка И-16... Да а вот фоточки Куровиц очень хотелось бы посмотреть...

Karan: Чуть севернее. Кто бы это мог быть? http://explorer.lviv.ua/forum/index.php?action=dlattach;topic=3380.0;attach=13847;image Это у коллег выложено: http://relicfinder.info/forum/viewtopic.php?f=1&t=2157

volodia: сейчас не вспомню где именно,но встречал информацию о подбитом сов.самолете в первые дни войны в районе восточнее Пархач



полная версия страницы