Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. (Часть 2-я) » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. (Часть 2-я)

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Миша Т: Karan пишет: Обрати внимание - после этого аэродрома идет Сасов, а потом Золочев. Т.е. вроде как есть некая логичная хронология. Но - кто знает из нас, как и кто это монтировал? Пример: подобный кинофильм(приватный, снимал офицер артполка) не аттрибутирован вообще. А тут и титры, и прочее -насколько верно? Ну я поэтому и написал - что главное направление понятно... Да СБ там лежит из 48 СБАП машина.

Karan: Миша Т пишет: что главное направление понятно... Я бы "поставил" на прямую Львов-Золочев, но, не совсем на нее, а севернее. (Интересно, что сам Львов не показан) Но это чисто интуитивно, основываясь на логике снимавшего. А откуда он - непонятно. Это могло бы прояснить маршрут.

Миша Т: Karan пишет: Я бы "поставил" на прямую Львов-Золочев, но, не совсем на нее, а севернее. (Интересно, что сам Львов не показан) Но это чисто интуитивно, основываясь на логике снимавшего. А откуда он - непонятно. Это могло бы прояснить маршрут. Ну если севернее то вариантов два Адамы и Броды, 23 ИАП или 92 ИАП... Но вообще логичнее если он шел сначала на Злочев, а уж потом на броды - тогда скорее Куровицы 66 ШАП, 164 ИАП и Броды 92 ИАП.


Миша Т: Просьба к уважаемым форумчанам! Нет ли сканов Оперативных сводок Армий и корпусов за 22 июня? Спасибо!

Karan: 6 армия

Туляк2: Боевое донесение №01 12 армия

Миша Т: Спасибо огромное ув. Karan и Туляк2 ! А оперсводки 12 Армии за 22 нет?

Karan: Миша Т пишет: Спасибо огромное ув. Karan и Туляк2 ! Миш, нескромный вопрос - по тревоге то подняться можно, сие не вопрос - а - в чем вопрос то? Как бы наши ВВС себя славой не покрыли, общевойсковые сводки - ?

Миша Т: Да там в оперсводках по 12 Армии и 17 СК за 22.06 должно быть упоминание про бомбежку Черновиц и Садагуры - учитывая то что про эти эпизоды документов кот наплакал пытаюсь найти все сведения...

Туляк2: Миша Т пишет: А оперсводки 12 Армии за 22 нет? К сожалению, нет. имеется лишь №2 от утра и №03 от вечера 23 июня

Туляк2: Миша Т пишет: Да там в оперсводках по 12 Армии и 17 СК за 22.06 должно быть упоминание про бомбежку Черновиц и Садагуры - учитывая то что про эти эпизоды документов кот наплакал пытаюсь найти все сведения... Кое-что есть по авиации в ОС№2. Сейчас выложу

Туляк2:

Миша Т: Туляк2 пишет: Кое-что есть по авиации в ОС№2. Сейчас выложу Спасибо!

Туляк2: ОС 12А №1

Миша Т: Еще раз спасибо ув.Туляк2 и Karan! - Почти все вопросы у меня сняты, кроме одного - никак не могу найти время первого налета на Черновицы - по немецким данным примерно 4.05-4.25, соответственно по нашему времени 5.05-5.25...

Karan: Миша Т Да не за что. Я вот чего не пойму - а где были посты ВНОС и в чьем ведении они были вообще? Почему спрашиваю. По уму, о том. что "летят, воздух!" должно быть сообщено при пролете на восток, но на практике выходит(выходило), что пролет замечался уже в обратном направлении и после того как. Вот не могу взять в толк - как?

Миша Т: Karan пишет: Я вот чего не пойму - а где были посты ВНОС и в чьем ведении они были вообще? Почему спрашиваю. По уму, о том. что "летят, воздух!" должно быть сообщено при пролете на восток, но на практике выходит(выходило), что пролет замечался уже в обратном направлении и после того как. Вот не могу взять в толк - как? Я думаю там была комплексная проблема - во первых достаточно большие расстояния между постами, во вторых общая трабла с средствами передачи информации - даже с банальными телефонными линиями... В принципе добиться приемлемого уровня оповещения Англичане например смогли только по тому что на Острове большая плотность населения, обеспеченного телефонами, установка большого количества РЛС и сведения всех этих девайсов на один пункт управления. Что позволяло не только обнаруживать группы самолетов противника, но и осуществлять эффективное целеуказание и наращивание сил при отражении ударов... В реалиях Восточного фронта, с его расстояниями это было не возможно при том развитии техники...

Karan: Миш, я про 22-е. ТАм плотность достаточная. Тем более на маршруте пролета. Потому и не пойму -если в/ч в состоянии заменить обратный пролет в 9:00, то в 3:50-4:00 - не в состоянии?

Миша Т: Karan пишет: Миш, я про 22-е. ТАм плотность достаточная. Тем более на маршруте пролета. Ну я тут не соглашусь, во первых плотность населения это одно, а плотность населения обеспеченного телефонами это другое, посты ВНОС находились на значительном расстоянии друг от друга, опять же какое то время требовалось для передачи сообщения конкретно до аэродрома... Во вторых немцы шли на Черновицы например, на очень низкой высоте, а подлетное время от границы до города не большое, так что как правило наши просто не успевали поднять в воздух, при первом ударе, сопоставимое число самолетов, а дежурные звенья немцы довольно легко неитрализовывали...

Karan: Миша Т пишет: Ну я тут не соглашусь, Я имел ввиду войсковую плотность. Понятно, что могли заходить иным маршрутом на тот же Львов(а речь про него), чем отходить, но - речь то ведь не о подъеме ПВО и истребителей, а хотя бы о обнаружении. А оно было только в 9 утра. Собсно, по нему и поняли, что война.



полная версия страницы