Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. (Часть 2-я) » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. (Часть 2-я)

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Миша Т: На днях на аирфорсе запостили страничку из ЖЖ, с выложенными фотографиями аэродрома Скоморохи: http://glavholod.livejournal.com/33696.html Вот собственно фото одного из знаковых зданий на этом аэродроме - дом офицеров: Благодаря этим фото удалось понять где было здание подписываемое а-м Житомир, собственно это нормально а-м Скоморохи от Житомира практически на таком же расстоянии что и собственно а-м Житомир, только Житомир на Киевском шоссе, а Скоморохи на Бердичевском. вот собственно как располагаются относительно друг друга аэродромы Житомир и Скоморохи: Оба аэродрома строились судя по всему в одно время, ангары были практически одинаковые и располагались в "линию" - поэтому и не удивительно что долгое время мы не могли выявить а-м Скоморохи, к сожалению практически все фото были подписаны Житомир! А на самом деле это были фото именно а-ма Скоморохи! Выяснить это помогли фото выложенные в ЖЖ ув. Павела Закутина, его фото вышеуказанного дома офицеров, сохранившегося до нашего времени в прекрасном состоянии и кроки аэродрома из аварийного акта помогли мне восстановить истинную картину и наконец то разобраться с обоими аэродромами! На кроках здание дома офицеров подписано как "штаб"находилось правее от ангаров, "штаб" который находится слева, это типовое двух этажное здание. Кроме того видно что сохранились подъездной ж/д путь и дорожка от КПП к ангарам. Собственно долгое время здание Дома офицеров, имеющее очень своеобразную форму мелькало на различных фото, но именно из-за своей сложной формы - в плане "Т" я думал что это разные здания, так как фасады имеют очень различную конфигурацию. Основной корпус, трехэтажный и фасад обращенный к входу на аэродром имеет весьма вычурную форму с колоннами, напротив пристрой со стороны летного поля двух этажный и имеет полукруглый пристрой, кроме того у основного корпуса по бокам также есть небольшие одноэтажные пристройки... В общем только наличие современных фото здания и спутниковых снимков позволило разобраться в этом эпизоде, к сожалению аэрофотосъемка того времени еще не нашлась... Ну собственно к подробностям - фасад с колоннами повторять не буду, перейдем к стороне обращенной к летному полю. На большинстве фото видно левое крыло основного здания и двухэтажный пристрой с полукруглым окончанием, фото сделаны в разное время поэтому на первом, здание уже перекрашено. Фото сделаны от ангаров, на них видно что первый ангар от Дома офицеров полностью уничтожен, кроме того слева от здания офицеров располагается сдвоенный ангар: Вид на пристрой от сдвоенного ангара, рядом лежат обломки Дб-3, а на предыдущем фото видно что в ангаре или около ангара сгорел как минимум один И-153: Далее группа самолетов которую оттащили на площадку между ангарами и двухэтажным зданием, собственно дальний ангар это тот у которого стоял МиГ-3, это видно по повреждениям стекол: Собственно на этой площадке видимо уже были разукомплектованные И-153, хотя возможно что все эти машины оттащили из ангаров, всего наблюдаем два И-153 (один из них ранних серий), 1 И-15бис, 1 МиГ-3, 1 СБ и 1 ДБ-3ф. Собственно как минимум МиГ-3, СБ и Дб-3ф находились в ангарах: СБ поздних серий выпуска в пятнистом камо, к сожалению самолет не несет тактического номера, могу только констатировать что самолет от 280 до 330 серии выпуска. По Дб-3 вообще что то трудно сказать - его почти не видно, МиГ-3 да как собственно СБ садились вынужденно - у них повреждены винты... Далее самолеты вытащили из ангаров, видимо перед приемов своих самолетов: Но на аэродроме были и уничтоженные самолеты, кроме Дб-3 и И-153 - так же сгорел и И-15бис стоявший перед между ангарами и двухэтажным зданием, даже на ранних фото у него обгоревшая хвостовая часть и ОЗ не видно:



полная версия страницы