Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я). » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я).

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Karan: Миша Т пишет: а-м Резно, Львов 9.07 Их там 2. Ржешна Польска и Русска. Не помню только, был ли там аэродром, емнип, нет. Вот тоже, подписан Лемберг. Как и Золочевский КВ-2 у замка. Судя по аэропланам, Р-5 или Зеты?

Миша Т: Karan пишет: Их там 2. Ржешна Польска и Русска. Не помню только, был ли там аэродром, емнип, нет. Вот тоже, подписан Лемберг. Как и Золочевский КВ-2 у замка. Судя по аэропланам, Р-5 или Зеты? Это другой ракурс аэродрома Русска-Женска, Р-5ССС неисправные машины из 2 КАЭ, правее 4 СБ из 48 СБАП их за ангарами не видно. А по И-15бис вопрос другой был, там 100% не Резно, скорее всего Комарно - я думаю, просьба посмотреть нет ли фото этих самолетов в альбомах немцев которые шли через Львовский регион или книга по истории дивизий... Спасибо!

Миша Т: Вопрос уважаемым знатокам! Какие немецкие части атаковал 66 ШАП во второй половине 22 июня 1941 года, может быть есть немецкие упоминания об этом? Оперсводка 15 САД: «66 ШАП … вел разведку скопления войск противника в районе Любачув, Радымно. Во взаимодействии с 6 СК атаковал ЗА в районе Тулембы (южнее Ярославль 4-5 км.) 20:20 атаковал пехоту противника, выдвигающуюся из Радымно на Яворув…». В дневнике дивизии записано примерно то же, с небольшим замечанием: «Дважды атаковал скопления мотомехчастей противника в районе Телемба, Радымно, Яворув…» Спасибо!


Karan: Миша Т пишет: южнее Ярославль 4-5 км Правильно -Ярослав. Миша Т пишет: 66 ШАП … вел разведку скопления войск противника в районе Любачув, Радымно От Любачува на Радымно(с севера на юг) - 71 пд, 1 гпд, 257 пд. Противник в районе Яворова 22-го? Странно. До 24-го там близко никого не было. Миша Т пишет: быть есть немецкие упоминания об этом? Надо поковырять. За 22-е не скажу, но позже точно было.

Миша Т: Karan пишет: Правильно -Ярослав. Миша Т пишет: К сожалению в штабе 15 САД 22 июня видимо было не до орфографии... цитата: 66 ШАП … вел разведку скопления войск противника в районе Любачув, Радымно От Любачува на Радымно(с севера на юг) - 71 пд, 1 гпд, 257 пд. Противник в районе Яворова 22-го? Странно. До 24-го там близко никого не было. Это уже в более поздних документах дивизии записано, не по горячим следам, поэтому видимо и свалилось в одну кучу... Миша Т пишет: цитата: быть есть немецкие упоминания об этом? Надо поковырять. За 22-е не скажу, но позже точно было. Спасибо большое, на более поздние даты не нужно, я статью с упором на 22 июня пишу...

Миша Т: Karan пишет: От Любачува на Радымно(с севера на юг) - 71 пд, 1 гпд, 257 пд. Да получается 66 ШАП пытался атаковать 22 июня части главных фигурантов боев за Немирув, Магерув и Львов... Всего пилоты полка выполнили во второй половине дня 65 боевых вылетов, при потере 2 И-15бис...

Karan: Миша Т пишет: Да получается 66 ШАП пытался атаковать 22 июня части главных фигурантов 71 дивизия по 22-му числу атак с воздуха не показывает. ЕМНИП, про атаки самолетов упоминалось применительно к 257-й пд, это как раз Ярослав-Радымно.

volodia: http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=15556&start=50 есть немного по авиации

Миша Т: Спасибо за информацию, а можно узнать источник?

Егор: А есть ли в сводке потери от удара по аэродрому? ЕМНИП, полк потерял то ли 34, то ли 36 машин. Разница может быть как раз за счёт этих двух потерянных в боевых вылетах.

Миша Т: volodia пишет: http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=15556&start=50 есть немного по авиации Да забавные сказки... "Наиболее активным в 63-й дивизии был 62-й ШАП.Он имел 64 И-153, однако фактически лишенный зенитного прикрытия, потерял при налетах противника 30 машин.Пилотом этого полка был л-т И.Ковтун, таранивший над Лисятичами Ju-88 в первый день войны." В документах никаких упоминаний про этот эпизод... А вот это особенно рассмешило, учитывая что 33 СБАП ни одного боевого вылета 22 июня не совершил: Тогда же, 22 июня, свой горящий СБ направил на вражескую переправу под Бродами экипаж Григория Храпая из 33 СБАП 19-й дивизии (штурман В.В.Филатов. стрелок-радист Г.К. Тихомиров) Но самый обалденный эпизод вот этот, особенно захватывает эпизод с героическим политруком, причем 86 СБАП так же не имел боевых вылетов 22 июня: " К-н С.П.Жуков из 86-го БАП в единоборстве с тремя вражескими истребителями подбил один из них, но и сам был подожжен. Он выбросился с парашютом, с трудом добрался до своего аэродрома, и едва ему успели перебинтовать раны, снова вылетел на боевое задание." Ну и совсем уже мелочью выглядит такая неточность, ошиблись всего на 120 самолетов: "22.06.41 г. полки дивизии имели 236 МиГ-3."

Миша Т: Егор пишет: А есть ли в сводке потери от удара по аэродрому? ЕМНИП, полк потерял то ли 34, то ли 36 машин. Разница может быть как раз за счёт этих двух потерянных в боевых вылетах. - Вы зря цитируете мурзилки, они ничего общего с реальными событиями не имеют... По документам полка и 15 САД: Полк на земле потерял 2 Ил-2 и 1 Ил-2 был поврежден. Самолеты И-15бис были перегнаны с аэродрома полка Комарно на аэродром в Куровицы для передачи в другие части и ВУЗы, из числи этих, формально уже не находящихся на балансе полка самолетов, в налете около 5.15 были уничтожены 15 и повреждены 18 самолетов. После этого полк до обеда привел в боеготовность обратно возвращенные в состав части И-15бис и в налете 12.00 сбил 2 Ю-88, после обеда боеспособные самолеты были переброшены обратно в Комарно и оттуда полк начал боевые действия выполнив 65 б/в. Всего было потеряно 2 И-15бис сбитых в воздушном бою, один самолет разбит в аварии по вине л/с, 15 И-15бис и 2 Ил-2 уничтоженно на земле, 18 И-15бис и 1 Ил-2 поврежден на земле (из числа поврежденных примерно 50% было восстановленно, Ил-2 например в тот же день). С уважением Михаил.

Егор: Миша Т пишет: - Вы зря цитируете мурзилки, они ничего общего с реальными событиями не имеют... Я пользуюсь тем, что имею. Вами проделана колоссальная работа. Выйдет Ваша статья - буду использовать её. С уважением, Егор.

Миша Т: Егор пишет: Я пользуюсь тем, что имею. Вами проделана колоссальная работа. Выйдет Ваша статья - буду использовать её. Спасибо за оценку, постараюсь оправдать. То что немного нервничаю по поводу цитирования прошлых публикаций, так меня надеюсь можно понять, из-за них только затираются настоящие события и реальные герои, а это довольно таки обидно. Кроме того различные псевдо исследователи начинают выдвигать всякие модные гипотезы, что еще больше отдаляет людей от реально происходивших событий. Так что извините за резкость...

Егор: Миша Т пишет: То что немного нервничаю по поводу цитирования прошлых публикаций, так меня надеюсь можно понять, из-за них только затираются настоящие события и реальные герои, а это довольно таки обидно. Кстати, о реальных героях. На "Подвиге народа" есть наградные на личный состав 66 ШАП. Вероятно, вы их уже видели, но если нет - могу выложить.

Миша Т: Егор пишет: Кстати, о реальных героях. На "Подвиге народа" есть наградные на личный состав 66 ШАП. Вероятно, вы их уже видели, но если нет - могу выложить. Не не смотрел, если можно то выкладывайте... Спасибо!

Егор: Хорошо, вечером выложу

Туляк2: Миша Т пишет: я статью с упором на 22 июня пишу... А есть данные по аэродрому Станислава? Мелькала информация на аэродроме Станислав в этот день было уничтожено 36 самолетов. были ли авиачасти в нп Галич, Стрый, Дрогобыч, Самбор?

Миша Т: Туляк2 пишет: А есть данные по аэродрому Станислава? Мелькала информация на аэродроме Станислав в этот день было уничтожено 36 самолетов. были ли авиачасти в нп Галич, Стрый, Дрогобыч, Самбор? В Станиславе 12 ИАП, этот полк вообще на том направлении был единственным боеспособным ИАП, в Галиче на а-ме Боушев он и базировался в лагерях. Соответственно там его и накрыли Ю-88, но этот полк был вполне боеспособным и немцам самые большие потери именно пилоты этого полка нанесли... Стрый и Лысятичи аэродромы 62 ШАП, в Лысятичи в конце мая перебросили 165 ИАП, но без матчасти, полк уже там ЛаГГ-3 должен был получить... В Самборе штаб 63 САД располагался, туда же весной планировали перебросить 20 ИАП, но потом полку разрешили остаться в Проскурове... В Дрогобыч должны были перебросить 91 ИАП, но то же разрешили ему остаться в Судилкове, до момента начала мобилизации...

Karan: Действия авиации - это отдельная песня. Что в плане разведки ,что в плане прикрытия. В общем ,как показала жизнь, каждый "о своем". И вреда нет, но и пользы тоже.



полная версия страницы