Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я). » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я).

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Миша Т: Если честно, то ничего пока не выходило, у меня в планах на лето истребители в боях 22 июня, будет все по архивным данным, + полная картина боевой подготовки по всем истребительным полкам ВВС ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО и ОдВО (налет, упражнения, за каждый полк - все по месячно и по типам самолетов). Реальный БЧС полков ИА, на 22 июня. Ну естественно немецкие данные, правда только то что есть у Прина и еще из пары источников. Ну и на сладкое фотографии из аварийных актов за все округа, именные варианты самолетов - профили естественно. Да постараюсь дать фото всех командиров полков и отличившихся пилотов (по штурмовикам у меня то же такая же информация)... Так что думаю к концу лета можно будет почитать про Б/Д ИА 22 июня. Штурмовики надеюсь выдут в мае, да печатаюсь пока в АвиаПарке у Кондратьева. Извиняюсь - типа прорекламировался, ну да Бог с ней с ложной скромностью, все равно ни сведений о боевой подготовке, ни фоток из аварийных актов за 1941 год еще никто не публиковал...

АЗК: Согласно ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928, л. 6. 2-я отдельная аэрофотосъемочная авиационная эскадрилья действовала в сентябре 1941 г. в составе 14 сад.

Миша Т: АЗК пишет: Согласно ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928, л. 6. 2-я отдельная аэрофотосъемочная авиационная эскадрилья действовала в сентябре 1941 г. в составе 14 сад. Скорее всего новое формирование, или аббревиатура неверно указана...


Миша Т: Туляк2 пишет: Благодарю. А что рекомендуете почитать о действиях этих авиаполков летом 1941-го? Вот этот И-16тип24 предположительно самолет 12 ИАП, венгры рядом трутся ну и такие номерки маленькие на И-153 полка были...

Karan: Миша Т К теме мнения Музыченко о "своих" ВВС. ЕМНИП, г-н Солонин в своей недавней "нетленке" эту тему поднимал. Много чего напридумывал, что откуда взял - хз. Вот телеграфная лента переговоров(предоставлено ув. А.Исаевым). Хотелось бы услышать комментарий от специалиста.

Миша Т: Karan пишет: К теме мнения Музыченко о "своих" ВВС. ЕМНИП, г-н Солонин в своей недавней "нетленке" эту тему поднимал. Много чего напридумывал, что откуда взял - хз. А даты нет? Так то в общем все понятно, 16 САД после ударов по ее аэродромам 22 июня 1941 года действительно сменила аэродромы в сторону Тарнополя, ну на счет аэродромов вопрос спорный, вобщем вышли из под удара, так сказать сманеврировали в глубину... С 15 САД сложнее, Демидов по итогам 22 июня приказал 23 и 28 ИАП перелететь в Куровицы, для 23 ИАП это было движение вперед, для 28 просто в сторону, в том же приказе Демидов обозначает, что в Куровицах полки должны только сосредотачиваться на ночь, а по утру перелетать на полевые площадки вокруг Львова. То что Музыченко потерял связь это не удивительно, Птухин еще весной в докладе писал что упр.ВВС общевойсковых Армий слабо укомплектованы, да еще и вдобавок в основном бывшими летчиками и летнабами, списанными с летной работы и не совершенно не подготовленными для работы в подобном месте... Ну и все те же проблеммы с неумением пользоваться радиосвязью наложились...

Karan: Миша Т пишет: А даты нет? Там нет. Но в этих же переговорах идет речь о событиях во Львове 24 числа, т.е. речь можно вести - о 25, максимум 26 июня.

Миша Т: Ну понятно. Резюмируя, Птухин 22 июня самоустранился от руководства ВВС ЮЗФ в борьбе за господство в воздухе, точнее предоставил решать эту задачу командующим ВВС общевойсковых армий. Командующие ВВС общевойсковых армий, не имели собственно инструментов для руководства одним-двумя соединениями и несколькими отдельными частями.. Поэтому начиная с утра 22 июня командиры дивизий действовали каждый по своему усмотрению, а это ничем хорошим закончится не могло... Фактически немцы получили возможность разбить наши ВВС по частям...

Karan: Миша Т пишет: Птухин 22 июня самоустранился от руководства ВВС ЮЗФ в борьбе за господство в воздухе а мотивы? Ведь, нравится, не нравится, закрывай глаза или нет, но противник вот он, рядом -все, танцы кончились! С чего вдруг такая страусиная позиция?

Миша Т: Karan пишет: а мотивы? Ведь, нравится, не нравится, закрывай глаза или нет, но противник вот он, рядом -все, танцы кончились! С чего вдруг такая страусиная позиция? Лично моя позиция - Птухин недооценил возможности немецкой авиации сконцентрированной против ВВС ЮЗФ. Если брать те же его приказания 52 и 94 СБАП по бомбежке танков в р-не Устилуг, Владимир-Волынский, то они грамотные, обстоятельные и четкие! Но силы задействованные для атаки просто смехотворные - по две девятки от полка. Видимо не смог понять что немцы могли быстро концентрировать силы на направлениях главных ударов, маневрировать в глубину и по фронту, ну и то что немецкие технические службы могут обеспечивать по 3-5 боевых вылетов на каждый исправный самолет в день. Далее в ночь на 23 июня он конечно уже отдал приказ №1, но те же 14, 15, 16, 63 и 64 дивизии уже понесли тяжелые потери, так что советское превосходство было уже гораздо менее очевидным... Самое обидное что тяжелейшие потери понесли именно боеспособные истребительные полки, их в составе ВВС ЮЗФ было не так уж и много... Ну а дальше сами знаете командующего забрали товарищи из НКВД... И стало еще хуже.

АЗК: Миша Т пишет: Лично моя позиция - Птухин недооценил возможности немецкой авиации сконцентрированной против ВВС ЮЗФ. Если брать те же его приказания 52 и 94 СБАП по бомбежке танков в р-не Устилуг, Владимир-Волынский, то они грамотные, обстоятельные и четкие! Но силы задействованные для атаки просто смехотворные - по две девятки от полка. Видимо не смог понять что немцы могли быстро концентрировать силы на направлениях главных ударов, маневрировать в глубину и по фронту, ну и то что немецкие технические службы могут обеспечивать по 3-5 боевых вылетов на каждый исправный самолет в день. Далее в ночь на 23 июня он конечно уже отдал приказ №1, но те же 14, 15, 16, 63 и 64 дивизии уже понесли тяжелые потери, так что советское превосходство было уже гораздо менее очевидным... Самое обидное что тяжелейшие потери понесли именно боеспособные истребительные полки, их в составе ВВС ЮЗФ было не так уж и много... Ну а дальше сами знаете командующего забрали товарищи из НКВД... И стало еще хуже. Честно говоря удивился. Там же еще и потери были?

Миша Т: АЗК пишет: Честно говоря удивился. Там же еще и потери были? Вы какой то эпизод имеете в виду? Если удары 52 и 94 СБАП, то там были только поврежденные самолеты, сбитых не было.

АЗК: У Баграмяна наткнулся на один эпизод: "Рассвет застал нас неподалеку от Бродов — небольшого, утопающего в зелени украинского местечка. Здесь мы сделали очередную десятиминутную остановку. У каждого автобуса или грузовика меня встречал старший по машине и докладывал: — Все в порядке, товарищ полковник. Возвратившись в голову колонны, я собирался уже подать сигнал "Вперед", как вдруг в воздухе над Бродами послышался гул. Все подняли головы, вглядываясь в небо. [86] Мы знали, что здесь у нас аэродром, на котором базируются истребители и штурмовики. Что-то рано наши летчики начали свой трудовой день... Но послышались гулкие взрывы. Земля под ногами вздрогнула. Кто-то закричал: — Смотрите! Смотрите! Пожар!.. За Бродами поднимались клубы дыма. Наметанный глаз автомобилистов определил: загорелся склад с горючим." Интересно кто базировался на этом аэродроме? Я так понимаю 92 ИАП?

Миша Т: АЗК пишет: Интересно кто базировался на этом аэродроме? Я так понимаю 92 ИАП? Да 92 ИАП.

Егор: Военком 1 АЭ политрук Фишман Мирон Яковлевич. Не летал.

Миша Т: Егор пишет: Военком 1 АЭ политрук Фишман Мирон Яковлевич. Не летал. Этот персонаж на должность военкома назначен уже после начала боевых действий, в первоначальном составе все пять военкомов были опытными летчиками штурмовиками... к-н Дедов Петр Васильевич, ст. политрук П.В.Лапшин, ст. политрук В.А.Константинов, ст. политрук М.К.Компаниец и ст. политрук Ю.Х.Чомаев.

АЗК: Миша Т не подскажите, данные о корпусных авиаэскадрилиях 27 СК, 15 и 22 МК? Интересно где базировались что имели на вооружении кто командовал. Заранее огромное спасибо. И еще в теме по Радехову поднялся вопрос о том что в районе Ганунин в нескольких километрах на юг от Радехова был какой-то аэродром и там сгорело много самолетов. Нет ли информации об этом?

Миша Т: АЗК пишет: Миша Т не подскажите, данные о корпусных авиаэскадрилиях 27 СК, 15 и 22 МК? Интересно где базировались что имели на вооружении кто командовал. Заранее огромное спасибо. 22 КАЭ не сформирована. 15 КАЭ комэск майор Свистунов. А-м Луцк. На 1.01.41г 7 Р-5. На 1.06.41 - 18 летчиков, 16 штурманов из них 8 экипажей на Р-5, остальные У-2. 27 КАЭ комэск капинан Решко. А-м Млынув. На 1.01.41г 9 Р-Зет. На 1.06.41 - 17 летчиков, 19 штурманов из них 6 экипажей на Р-Зет, остальные У-2.

Миша Т: АЗК пишет: И еще в теме по Радехову поднялся вопрос о том что в районе Ганунин в нескольких километрах на юг от Радехова был какой-то аэродром и там сгорело много самолетов. Нет ли информации об этом? Хороший вопрос, только можно уточнить где это конкретно?

АЗК: Миша Т пишет: Хороший вопрос, только можно уточнить где это конкретно?



полная версия страницы