Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я). » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я).

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Karan: Миша Т пишет: Ну санитарный вариант У-2. Понятно. Думал, то ли Ш-2, то ли ДС-2...

Миша Т: Миша Т пишет: Приветствую! Ну раз начали отмечать аэродромы - вот еще: Аэродром Боушев 12 ИАП: Ну и схема самого летного поля, извиняюсь перерисовал от руки: А вот подоспело и фото аэродрома:

Миша Т: Егор пишет: 2 отдельный аэрофотосъёмочный отряд (который потом был преобразован во 2 отдельную аэрофотосъёмочную эскадрилью 14 САД) из его состава? Выяснил про 2 АФСО, эта часть на 22 июня 41 года была в Прибалтике, на аэродроме Вильно, в июле переброшена в ОрВО (без самолетов) где переучивалась в июле-августе на Су-2. Видимо после переучивания и попала на ЮЗФ, только к сожалению не имею информации на какой матчасти...


Karan: Интересно, и кто бы это мог быть? К вопросу об "опознавательных".

Миша Т: Karan пишет: Интересно, и кто бы это мог быть? К вопросу об "опознавательных" У меня плохо с немецким - можно в общих чертах пояснить о чем речь? Спасибо...

Сергей Лотарев: Миша Т пишет: У меня плохо с немецким - можно в общих чертах пояснить о чем речь? Спасибо... Телеграмма от Ia – Ic 4 АК (14-15) «По сообщению от войск 28.6 3 самолета немецкого типа с крестами, однако без новых желтых отличительных знаков атаковали отдельные подразделения западнее Львова. По согласованию с 4-м воздушным флотом, все самолеты, не несущие на себе желтых знаков, могут без раздумий обстреливаться войсками».

Миша Т: А ну это могли быть как собственно немцы (мало ли кто что там не заметил), то есть "дружественный огонь", ну и наши конечно - не все же немцы могли 100% идентифицировать свои самолеты по типам...

Сергей Лотарев: Миша Т пишет: А ну это могли быть как собственно немцы (мало ли кто что там не заметил), то есть "дружественный огонь", ну и наши конечно - не все же немцы могли 100% идентифицировать свои самолеты по типам... Если наши, значит, как минимум, кто-то придумал малевать кресты. Интересно было бы найти подробности. Хотя дружественный огонь, конечно, более вероятен. А все же, могут быть какие-то варианты попадания немецких самолетов к нам до шестого дня войны? Возможно ли теоретически, чтобы какое-то количество немецких самолетов (пусть хотя бы и один) были в составе наших частей и имели подготовленных пилотов? Закупки, захват залетевших разведчиков, трофеи польской кампании? Может быть, есть какие-то данные?

Karan: Миша Т пишет: У меня плохо с немецким - можно в общих чертах пояснить о чем речь? Спасибо... Там все понятно и без перевода, в принципе.

Миша Т: Сергей Лотарев пишет: Если наши, значит, как минимум, кто-то придумал малевать кресты. Интересно было бы найти подробности. Хотя дружественный огонь, конечно, более вероятен. Да могли и вместо звезд кресты увидеть - такого сами знаете на каждом шагу... Наши зенитчики и летчики регулярно обстреливали и сбивали летом 41 года собственные самолеты - естественно все видели "крясты нямецкие" на крыльях... А все же, могут быть какие-то варианты попадания немецких самолетов к нам до шестого дня войны? Возможно ли теоретически, чтобы какое-то количество немецких самолетов (пусть хотя бы и один) были в составе наших частей и имели подготовленных пилотов? Закупки, захват залетевших разведчиков, трофеи польской кампании? Может быть, есть какие-то данные? Нет такого не было, первое использование пожалуй три Савойя-Маркети 79, в качестве ночных бомбардировщиков 5 СБАП, но там уже август-сентябрь был...

Karan: Миша Т пишет: три Савойя-Маркети 79, Когда они появились? Я про Савойю подумал, вспомнив Покрышкина, емнип, у него перелетели на ней ДО войны, если не придумал он этот факт. И еще - а СБ они не могли в свои записать? Хотя, скорее всего, свои шарахнули.

Миша Т: Karan пишет: Когда они появились? Я про Савойю подумал, вспомнив Покрышкина, емнип, у него перелетели на ней ДО войны, если не придумал он этот факт. И еще - а СБ они не могли в свои записать? Хотя, скорее всего, свои шарахнули. Савойи Югославские были, перелетели во время вторжения немцев в Югославию весной 41 года, сначала войны использовались в частях 21 САД, в качестве транспортных. Далее в августе-сентябре прошли переоборудование под наши бомбы и стали использоваться в качестве ночных бомбардировщиков. А с эпизодом вариантов два либо наши бомбили, а немцам привидились кресты, либо люфтваффели по своим отбомбились, а те полосы не увидили - и тот и другой варианты вовсе не какие то фантастические, вообще обычное дело...

Karan: Миша Т пишет: либо люфтваффели по своим отбомбились, а те полосы не увидили Скорее всего. Раз тип признали своим и кресты в наличии, значит свои.

Егор: Егор пишет: Старший лейтенант Гращенко Павел Илларионович. 104 ОКАЭ Мда. Смотрим последнюю строчку.

Karan: Егор пишет: Мда. Смотрим последнюю строчку. О как! Аккурат сейчас на ВИФе полемика была или идет - были таковые, не были...

Миша Т: Егор пишет: Старший лейтенант Гращенко Павел Илларионович. 104 ОКАЭ Гращенко до начала войны был комзвена в 36 КАЭ в Житомере, в 104 КАЭ попал после переформирования... Один из опытных пилотов войсковой авиации, имел налет более 300 часов, к началу войны...

Миша Т: Егор пишет: Старший лейтенант Кордонов Андрей Васильевич (Гаврилович). 104 ОКАЭ На начало войны зам.командира 36 КАЭ, опытнейший пилот с налетом более 600 часов.

Егор: Миша Т пишет: в 104 КАЭ попал после переформирования... А когда оно было? Напомните, пожалуйста.

Миша Т: Так навскидку не скажу - посмотреть надо, ориентировочно конец июля - начало августа...

Егор: А по довоенному эпизоду, когда в мае 1941-го 30 км от Львова при отработке слепого полёта разбились на У-2 зам. командира 104 ОКАЭ по летной части капитан Смирнов и пилот Сорокин у Вас информация есть?



полная версия страницы