Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я). » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я).

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Миша Т: Да по 104 и 108 КАЭ на 1.06.41 года обе части были не боеспособны, в качестве разведывательно-корректировочных так как не имели боеготовых Р-5/ССС и Р-Зет (вся матчасть требовала ремонта). Наличие склада полу разобранных самолетов на а-ме Русска-Женска наталкивает на мысль о том что положение к 22 июня не изменилось...

Миша Т: Егор пишет: А по довоенному эпизоду, когда в мае 1941-го 30 км от Львова при отработке слепого полёта разбились на У-2 зам. командира 104 ОКАЭ по летной части капитан Смирнов и пилот Сорокин у Вас информация есть? Да я читал про этот случай документы но аварийный акт не переписывал...

Егор: По воспоминаниям ветерана 104 ОКАЭ, к 22 июня было 2 исправных У-2 (1 потом разбомбили), остальную матчасть отправили в ремонт.


Миша Т: В 108 КАЭ на 29.05.41 было 8 Р-Зет (6 требовали ремонта с СТАМ, а два подлежали списанию) и 6 У-2 все исправные... Но в том то и дело что У-2 - это самолеты звеньев связи, а Р-5/Р-Зет это собственно разведчики-корректировщики.

Миша Т: Егор пишет: По воспоминаниям ветерана 104 ОКАЭ, к 22 июня было 2 исправных У-2 (1 потом разбомбили), остальную матчасть отправили в ремонт. Да уж "ремонт" вся матчасть осталась на а-ме Русска-Женска...

Миша Т: На 23.05.41 года в 104 КАЭ 8 Р-5ССС (все неисправные) и 6 У-2 то же все неисправные... Ну и начсостав на 1.06.41г: 104 КАЭ (ВЧ №1923) ком к-н Максимов, н.ш. к-н Гагуа. Всего 15 пилотов , 17 летнабов (по другим данным 19 и 8). 108 КАЭ ком к-н Мирошниченко, н.ш. ст.л-т Борисов. Всего 15 пилотов, 21 летнабов.

Миша Т: Да еще свалка Р-5ССС в Русска-Женска это неисправная матчасть 202 и 104 КАЭ.

Karan: Миша Т пишет: 202 и 104 КАЭ А 202 КАЭ чья? Вообще удивительно, пилоты с мега-налетом, а матчасти и нет.... На что их планировали перевооружать?

Миша Т: Karan пишет: А 202 КАЭ чья? Вообще удивительно, пилоты с мега-налетом, а матчасти и нет.... На что их планировали перевооружать? 202 КАЭ, это бывшая 2 КАЭ шла транзитом из ПрибОВО в ОдВО... Должна была стать КАЭ 2 КК. Все КАЭ КОВО по плану перевооружения планировали переучить на Як-4 (кроме 36 и 37 КАЭ их планировали переучить на СБ). Это типичная ситуация 41 года, пилоты кадра все с мега-налетом 500-2000 часов, а выпуск 40-41 год просто летать не умели, там налет у практически 100% пилотов около 50 часов вместе с училищем... Просто наши ВВС встали на путь тотальной войны в начале 40 года...

Егор: А по 6 КАЭ 6 СК информация есть?

Миша Т: Да, там более или менее хорошо относительно 8, 13, 104 и 108 все было, но на боевое применение они вообще не летали и не отработали ни корректировку, ни фотографирование, а в лагеря не вышли по причине отсутствия палаток... На 27.05.41 года в 6 КАЭ 9 Р-5ССС (3 неисправные) и 5 У-2 (2 неисправные) . ком к-н Горяинов, н.ш. к-н Поплаухин. Всего 19 пилотов , 20 летнабов. Базировались бли же всех к границе - в Яворове. У меня даже фото из аварийного акта разбитого 3.06.41 года Р-5ССС есть...

Егор: Миша Т пишет: У меня даже фото из аварийного акта разбитого 3.06.41 года Р-5ССС есть... А чья машина?

Миша Т: 6 КАЭ паренек молодой выпуска осени 40 года мл.л-т Атеполихин Аркадий Андреевич разложил.

Karan: Миша Т пишет: Базировались бли же всех к границе - в Яворове. Показывали нам его в 2008-м. Да и упоминается он в документах. Кстати, а кроме них никто не базировался на него? Откуда летали СБ с конусами для тренировки ЗА?

Миша Т: Да если интересно УБП КАЭ КОВО планировали развернуть с 10.06 на специально подготовленном к 5.06 полигоне в Русска-Женска планировали развернуть отработку упражнений по корректировке артиллерийского огня... Для того что бы хоть как то начать отработку УБП части не имевшие матчасти решили усилить передачей части машин из других КАЭ, к примеру 6 КАЭ стала донором для 8 КАЭ, передав ей 3 Р-5ССС к 20.06.41г. Далее 6 КАЭ готовила к передаче еще 3 Р-5ССС (видимо в 104 КАЭ), таким образом в 6 КАЭ должно было остаться 3 Р-5ССС и 3 У-2 (2 видимо то же куда то передали, возможно как раз таки в 104 КАЭ)...

Миша Т: Karan пишет: Показывали нам его в 2008-м. Да и упоминается он в документах. Кстати, а кроме них никто не базировался на него? Откуда летали СБ с конусами для тренировки ЗА? Больше никто, звено СБ 48 СБАП которое и таскало конусы сидело в Русска-Женска, это его самолеты и были там уничтожены...

Егор: Миша Т пишет: Да если интересно УБП КАЭ КОВО планировали развернуть с 10.06 на специально подготовленном к 5.06 полигоне в Русска-Женска планировали развернуть отработку упражнений по корректировке артиллерийского огня... Но не развернули из-за того, что не было палаток. Так?

Егор: Миша Т пишет: Далее 6 КАЭ готовила к передаче еще 3 Р-5ССС (видимо в 104 КАЭ), таким образом в 6 КАЭ должно было остаться 3 Р-5ССС и 3 У-2 (2 видимо то же куда то передали, возможно как раз таки в 104 КАЭ)... Память, конечно, дело обманчивое, но ветеран 104 ОКАЭ утверждает, что в ней было в июне 41-го 33 самолёта.

Миша Т: Егор пишет: Но не развернули из-за того, что не было палаток. Так? Причем здесь история с 6 КАЭ в Яворове и Русска-Женска? Там 104 и 8 КАЭ вообще то были... Ну а что там было в конце июня в документах не описывается...

Миша Т: Егор пишет: Память, конечно, дело обманчивое, но ветеран 104 ОКАЭ утверждает, что в ней было в июне 41-го 33 самолёта. Вы серьезно это пишите или это я уже ночью шуток не понимаю? У меня отчет 6 КАЭ датированный 20 июня 41 года, так что сами решайте кому верить...



полная версия страницы