Форум » Архив фотодокументов » ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я). » Ответить

ВВС ЮЗФ во Львовском выступе (Часть 1-я).

Алтын: Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор. Для начала небольшая вводная компиляция. [more]ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения : (Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов)) 6 армия 15-я сад Львов (управление ад) МиГ-3, И-16 3/0 23 иап Львов, Адамы И-16, И-153, И-15 29/5 МиГ-3 58/7 28 иап Львов, Чунев И-16 20/7 МиГ-3 63/14 164 иап Куровице И-16, И-153 49/0 66 шап Комарно, Куровице И-15бис 58/0 Ил-2 5/0 Всего в авиадивизии И-16, И-153, МиГ-3, И-15бис, Ил-2 285/33 16-я сад Тарнополь (управление ад) СБ 1/0 86 бап Трембовля, Зубов СБ 54/3 Пе-2 10/0 87 иап Тарнополь, Букач И-16 61/10 МиГ-3 4/0 92 иап Броды И-153, И-16 72/8 226 бап Черток, Бузове Су-2 43/11 227 бап Ольшаница, Бородянка Су-2 61/19 Всего в авиадивизии СБ, Пе-2, И-16, МиГ-3, Су-2, И-153 306/51 26 армия 63-я сад (форм.) Самбор (управление ад) 20 иап Самбор, Красилов И-153 57/5 Як-1 56/10 91 иап Дрогобыч, Тирановка И-153, И-15бис 69/11 Як-1 6/1 165 иап Березница-Крулев, Христиновка И-16, И-153, И-15бис 40/0 62 шап Стрый, Лисятыче И-153, И-15 72/7 Всего в авиадивизии И-16, И-153, И-15бис, Як-1 300/34 Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2). С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...». Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров Источники : Исаев Алексей Валерьевич От Дубно до Ростова http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Хазанов Дмитрий Борисович 1941. Горькие уроки: Война в воздухе http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/index.html "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962 Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://www.rkka.ru/22/vvs/kovo.htm[/more]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Егор: Миша Т пишет: Вы серьезно это пишите или это я уже ночью шуток не понимаю? У меня отчет 6 КАЭ датированный 20 июня 41 года, так что сами решайте кому верить... Мы друг друга чуть-чуть недопоняли. Вы пишете, что 6 КАЭ готовилась передать 5 самолетов в 104 ОКАЭ. Я этого не опровергаю. Говорю, что по воспоминаниям ветерана 104 ОКАЭ она в июне имела 33 самолёта, против 14 в конце мая, т.е. увеличение численности приозошло (возможно 104 ОКАЭ принимала самолёты и из других КАЭ?)

Егор: Начальник штаба 104 ОКАЭ Гагуа Иван Самуилович

Миша Т: Егор пишет: ы друг друга чуть-чуть недопоняли. Вы пишете, что 6 КАЭ готовилась передать 5 самолетов в 104 ОКАЭ. Я этого не опровергаю. Говорю, что по воспоминаниям ветерана 104 ОКАЭ она в июне имела 33 самолёта, против 14 в конце мая, т.е. увеличение численности приозошло (возможно 104 ОКАЭ принимала самолёты и из других КАЭ?) Да бывает... Относительно 104 КАЭ - принимать самолеты в июне 41 года там было особо не от кого, тем более часть ожидала перевооружения на новую матчасть... Наиболее реально что ветеран посчитал все самолеты, включая и неисправные 104 и 202 КАЭ на а-ме Русска-Женска (а их там как раз около 30 и должно было быть 9 ССС и 6 У-2 только в 104 КАЭ, 9 Р-5 и несколько У-2 во 202 КАЭ) - плюс возможно полученная матчасть от 6 КАЭ... Насчет Ивана Самуиловича Гагуа - печально, врядли он выжил с таким отчеством...


Егор: Миша Т пишет: Насчет Ивана Самуиловича Гагуа - печально, врядли он выжил с таким отчеством... Последняя запись - 27.8.43. Переведен в лагерь XI A. Награжден медалью "За отвагу", в "Подвиге народа" его нет. Может за Финскую.

Егор: Миша Т пишет: На 27.05.41 года в 6 КАЭ 9 Р-5ССС (3 неисправные) и 5 У-2 (2 неисправные) . ком к-н Горяинов, н.ш. к-н Поплаухин. Всего 19 пилотов , 20 летнабов. Интересно - он?

Миша Т: Егор пишет: цитата: На 27.05.41 года в 6 КАЭ 9 Р-5ССС (3 неисправные) и 5 У-2 (2 неисправные) . ком к-н Горяинов, н.ш. к-н Поплаухин. Всего 19 пилотов , 20 летнабов. Интересно - он? Не похоже в доках инициалы Н.А. Горяинов, и на 26.05.41 года у него 700 часов налета, так что вряд ли...

Karan: Миша Т пишет: на 26.05.41 года у него 700 часов налета, так что вряд ли... Так наградной позже, слишком уж совпадений много, кмк. Но 2200 у фигуранта в наградном... PS C Прошедшим ДР! Удачи в начинаниях и поиске!

Миша Т: Karan пишет: Так наградной позже, слишком уж совпадений много, кмк. Но 2200 у фигуранта в наградном... PS C Прошедшим ДР! Удачи в начинаниях и поиске! Спасибо! По поводу Горяинова все таки нет, как раз из-за налета за 41-43 год налетать 1500 часов было нереально, даже будучи инструктором в ЗАП...

Егор: Экипаж 104 ОКАЭ пропал без вести 26.8.41. Пилот - лейтенант Чуваркин Николай Фролович Штурман - Стаценко Иван Антонович

Егор: Военврач 3 ранга Максимец Никон Семенович - врач 108 (?!) ОКАЭ 4 корпуса. Попал в плен 23.09.41 по Лубнами Ошибка? Или 108 ОКАЭ передавалась в 4 мехкорпус?

Егор: Это, как я понимаю, 100% ошибка: Лейтенант Гаврилов Петр Михайлович, штурман звена 4 корпусной эскадрильи 22 авиадивизии Дальняя авиация.

Егор: Начпрод 4 КАЭ состоявший в распоряжении командира в/ч 4104 старший лейтенант Дугинский Алексей Павлович, пропал без вести в 1941 г.

Егор: Летнаб 4 ОКАЭ Младший лейтенант Черкашин Иван Алексеевич, пропал без вести в июле 1941

Егор: Летнаб 4 ОКАЭ старший лейтенант Ляпкало Михаил Моисеевич, погиб в сентябре 1941

Егор: Старший авиатехник звена 4 ОКАЭ воентехник 1 ранга Фирсов Иван Иванович, попал в плен в сентябре 1941, умер 11.07.42

Егор: Егор пишет: Начпрод 4 КАЭ состоявший в распоряжении командира в/ч 4104 старший лейтенант Дугинский Алексей Павлович, пропал без вести в 1941 г. Ступил страшно. в/ч 4104 - это 4 мехкорпус. Кстати - согласно "ПЕРЕЧЕНЬ № 24 ОТДЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ, ЭСКАДРИЛИЙ, ТЫЛОВЫХ ЧАСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ, ВХОДИВШИХ В СОСТАВ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг." (http://tashv.nm.ru/Perechni_voisk/Perechen_24.html) Одновременно существовали и 4 ОКАЭ (22.6.41-20.11.41) и 104 ОКАЭ (22.6.41-10.9.41) При этом уже не в первый раз в документах о потерях 104 ОКАЭ именуется 4-й. Вопрос - как их отделить?

Егор: 104 ОКАЭ. Старшина Крухмалев Егор Макарович. Освобожден из плена в апреле 1943.

Егор: Егор пишет: Экипаж 104 ОКАЭ пропал без вести 26.8.41. Пилот - лейтенант Чуваркин Николай Фролович Штурман - Стаценко Иван Антонович Из серии "похоронка по ошибке пришла". Сам же выкладывал наградной на лейтенанта Чуваркина, где написано: 26.8.41 г. летал на бомбометание скопления войск противника в районе Ораны, Приборск, Сукачи, Иванков. Бомбами и меткм пулеметным огнем унистожено несколько автомашин. На обратном пути попал в грозовые тучи и по исходу горячего сел в реку Днепр, умело спланировав на воду, спас экипаж и вышел из окружения через 10 дней, сохранив оружие и документы. Правда следующее предложение убивает : 27.8.41 г. бомбил скопление войск в районе Ольшаны, отмечены пожары. В любом случае 26.8.41 экипаж уцелел.

Karan: Егор пишет: и по исходу горячего сел в реку Днепр, Так в документе или ошибся при перепечатке? А то как то... Вообще да, чудно: 10 дней, на следующий день...

Егор: Karan пишет: Так в документе или ошибся при перепечатке? А то как то... Горючего. Опечатался.



полная версия страницы